Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Создание здоровьесберегающей среды на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Автор(ы): Быданова Марина Васильевна, педагог-психолог; Головина Ксения Петровна, педагог-психолог; Мазаник Наталья Александровна, педагог - психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В нашей школе здоровьесберегающей работе отводится особое место. Реализуется комплексная целевая программа Здоровье, в которой описана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практической ориентации). Достигается через учет особенностей учащихся (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. Большое количество обучающихся поступает в школу в пятые, восьмые и десятые классы. Как правило, эти школьники приходят из разных школ города и вливаются либо в уже частично сформированные классы, либо из их числа создаётся новый класс. В школе разработана система мероприятий, направленных на улучшение адаптации обучающихся пятых, восьмых и десятых классов. Хотелось бы представить опыт взаимодействия педагогов-психологов и учителя русского языка и литературы в период адаптации обучающихся 5 Г класса. В классе 24 человека, из них 16 человек поступили из разных школ города и 8 человек из четвёртых классов нашей школы. В прошлом учебном году со всеми обучающимися четвёртых классов проводились занятия по программе Профессия - школьник, которая способствовала созданию условий для успешной адаптации обучающихся в пятом классе. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено, как известно, всегда сложен. Обычно он протекает болезненно и чаще всего характеризуется снижением успеваемости. Сопровождается этот переходный период беспокойством самих учащихся, их родителей и, конечно же, учителей, как начальной школы, так и среднего звена. Педагоги и психологи давно уже дали научное обоснование особенностям периода адаптации: причины, объективные и субъективные, хорошо знакомы всем. И тем не менее, у всех участников данного процесса (учителей, учащихся, родителей) возникает недоумение (почему?) и внутреннее несогласие. И, как подтверждает, в частности, наша практика, зачастую возможны взаимные обвинения и обиды: учитель начальной школы плохо обучил ученика, неадекватно высоко оценивал его знания или, наоборот, учитель-предметник не стремится понять ребенка и помочь ему, неадекватно жестко оценивает его знания и т. д. Но, помимо аспекта обучения, существует, как известно, еще и коммуникативный аспект взаимодействия учителя-предметника и учащегося, который способен сыграть решающую роль в понижении успеваемости. Речь идет о состоянии психологической комфортности ученика 5-го класса, о его реакции на учителя. И здесь возможны самые различные барьеры взаимодействия, вызванные позицией учителя и личностными особенностями учащихся. Причин может быть много: директивный, подавляющий стиль; ярко выраженный педантизм учителя, его неспособность к компромиссу в оценке знаний и поступков учащихся; отсутствие эмоционального контакта в общении с ними и др. Личностные, профессиональные и коммуникативные особенности такого учителя могут вызвать мощный барьер в общении, в первую очередь, с теми учащимися, которым свойственны робость, застенчивость, эмоциональная напряженность... Взаимодействие с таким учителем рождает страх, повышает тревожность, формирует неуверенность. Ученик думает не о том, например, как решать задачу, а о том, что он, наверное, не сможет ее решить. И энергию он тратит не на решение задачи, а на борьбу со своей эмоциональной напряженностью. Часто он не достигает успеха, и его ожидания подтверждаются. Все это ведет к понижению самооценки. Отношение к учителю, которого ученик эмоционально отвергает, может спроецироваться и на сам учебный предмет, и тогда речь пойдет об угасании интереса к предмету, что не замедлит сказаться на успеваемости. Для исследования особенностей в период адаптации на первом этапе пятиклассникам была предложена методика Встреча. Она снабдит полученной информацией об особенностях адаптационного периода ученика, о тех психических изменениях, которые происходят в его личности под воздействием сложившихся условий. Применяли эту методику в начале первой четверти. Самым важным компонентом данной методики является компонент присоединения - он должен быть, по возможности, очень естественным: и обращение к ребятам, и просьба отвечать с помощью рисунка. С анкетой в класс приходит педагог-психолог. Разговор он ведет так, что у учащихся не возникает сомнения в искренности. Он просит детей передать привет своей первой учительнице, подарить рисунки ей и ее ученикам-первоклассникам и чаще приходить к ним в гости. У ребят должно остаться ощущение, что главное - это встреча, а не ответы на вопросы. Ответы на вопросы - просто необходимость, вызванная тем, что нет достаточно времени, чтобы каждому рассказать о себе. Таким образом, процесс получения обратной связи становится более гуманным: во-первых, это очень сильный воспитательный момент, когда ученики получают приятные поглаживания, положительные эмоции и осознание своей значимости, а во-вторых, они оберегаются от критики, от негативной оценки учителя-предметника, ибо говорят не столько об учителе, сколько о себе: "Я не люблю" или "Я люблю", "Я думаю", "Я чувствую", "Я считаю". И говорят именно потому, что кому-то искренне хочется это знать, кто-то по-человечески им сопереживает. Возникает доверительное общение. Учащиеся работают на заранее заготовленных бланках, в них указываются все предметы. В качестве показателей обратной связи взяты три образа или три цвета: - позитивный - "солнышко" или желтый цвет;
- негативный - "тучка" или черный цвет;
- нейтральный (промежуточный) - "елочка" или коричневый цвет.
В нужной клетке бланка надо рисовать определенный образ или закрасить эту клетку определенным цветом. Конечно, можно использовать другие образы и цвет, геометрические фигуры или просто математические знаки, но образы или цвет содержат больше информации: они ярче рисуют картину психологических особенностей ученика. Кроме того, использование образов или цвета позволяет быстрее обработать анкеты каждого ученика. Первые две графы бланка предполагают выяснить интерес ученика к конкретному предмету в 5-м классе и развитие этого интереса по сравнению с 4-м классом: повысился, понизился или остался на прежнем уровне. Из опыта проведения данной методики можно сделать вывод, что у ребят, чьи познавательные интересы достаточно сформированы, интерес к предметам обычно повышается. Но нередки случаи, когда, наоборот, отношение к предмету становится нейтральным или резко отрицательным. Две вторые графы бланка способствуют выяснению причин того или иного отношения к предмету и интереса к нему. В третьей графе ребята отмечают, каким каждому из них лично видится отношение учителя к себе. Этот показатель очень субъективен, но именно он зачастую может быть главным условием психологического комфорта или дискомфорта ученика, повышения или понижения интереса к предмету. Ответы в четвертой графе помогают выяснить преобладающее эмоциональное состояние ученика на уроках у каждого учителя-предметника и его отношение к каждому из них. Бланк ответов каждого ученика представляет собой полную картину его успехов и неудач, его отношений, его состояний, его самооценок. А его рисунки на обороте бланка тоже являются своеобразным тестом и дают психологу дополнительную информацию. На бланке легко можно увидеть, к каким предметам у ученика повысился или упал интерес; сколько учителей относится к нему, с его точки зрения, хорошо, а сколько - плохо; на каких уроках ученик испытывает страх и на каких - чувствует себя комфортно. Можно подсчитать суммы его позитивных и негативных отношений и состояний. Криком о помощи ученику и серьезным предупреждением для психолога следует считать преобладание или значительное количество "тучек" и "елочек" или черно-коричневого цвета. Более того, на бланке можно увидеть, сколько учеников в классе испытывают страх или волнение на уроках у какого-то конкретного учителя. Результаты помогают проследить закономерность, выявить взаимосвязь между стилем учителя и отношением к нему учащихся, успехами ученика и его самооценкой, то есть помогают проанализировать причины и особенности адаптационного периода каждого учащегося. Безусловно, лучше всего, если в обратной связи учащихся заинтересован сам учитель-предметник: ему важно понять ученика, отрефлексировать свое отношение к нему и сделать процесс взаимодействия с каждым учеником эффективным. Заинтересованный учитель сумеет значительно улучшить неблагоприятную ситуацию. Он станет создавать ситуацию успеха неуспешному прежде ученику, повысит уверенность последнего на уроке, что приведет к снятию эмоциональной напряженности. И постепенно негативная взаимосвязь (неуспех-неприятие учителя - отсутствие интереса к предмету) будет переформирована в позитивную (успех-приятие учителя-интерес к предмету). Результаты методики "ВСТРЕЧ А" Методика получения обратной связи от учащихся 5-го класса Вопросы | Учебные предметы | Русский язык | Литература | Математика | Иностранный язык | Физкультура | Нравился предмет в 4-ом классе | 45 % | 55 % | 55 % | 30 % | 90 % | Нравится сейчас | 30 % | 45 % | 55 % | 30 % | 95 % | Учитель относится хорошо | 75 % | 75 % | 85 % | 95 % | 95 % | Учитель относится равнодушно | 25 % | 25 % | 15 % | 5 % | 5 % | Учитель относится плохо | - | - | - | - | - | Чувствуют себя на уроке хорошо, спокойно. Если чего-то не понимают, могут спокойно спросить у учителя. Знают, что он не рассердится и по-доброму отнесется. Общаюсь с этим учителем всегда с удовольствием | 85 % | 85 % | 90 % | 90 % | 95 % | На уроке чувствую себя не всегда спокойно. Иногда волнуются. Если чего-то не понимают, не всегда могу спросить у учителя. Думают, что это ему не понравится. Общаются с этим учителем редко | 15 % | 15 % | 10 % | 10 % | 5 % | На уроке всегда волнуются. Боятся учителя. Если чего-то не понимают, не могут спросить. Боятся задать вопрос, поднять руку. Думают, что учитель может рассердиться. Стараются с ним не общаться | 5 % | 5 % | 0 % | 0 % | 0 % | Результаты анкет показали, что у учителя русского языка и литературы чаще всего возникают барьеры во взаимодействии с учащимися. Это дало основание педагогу-психологу искать причины такого положения, изучать стиль учителя, беседовать с ним, помогать ему видеть себя глазами учащихся. Ознакомившись с результатами обратной связи учащихся, учитель начал искать причины и работать над собой. Получил подробные рекомендации педагога-психолога начальной и средней школы и начал применять их...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.17 | Просмотров: 1914
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|