Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников группы риска - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников группы риска


Автор(ы): Козловская Евгения Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Лапина Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по воспитательной работе; Печникова Марина Анатольевна, директор; Семахина Татьяна Леонидовна, зам. директора по реабилитационной работе; Смирнова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе; Кольцова Юлия Валерьевна, заместитель директора по социальным вопросам


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
До того, как дети оказались в детском доме, они находились в ситуации СОП (социально опасное положение). Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение, устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем - вот неполная характеристика их семейной ситуации, до того, как они как они стали воспитанниками детского дома.
В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.
Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска».
1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи
2 этап – дифференциация по подгруппам
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности
См. Таблицу в Приложении 1.
1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи.
При анализе состава воспитанников детского дома выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.
1 подгруппа.(потенциальная «группа риска»)
Из анализа результатов диагностического обследования (модифицированный вариант опросника «ДАП – В», СПб ВМедА, кафедра психиатрии), цель которого - выявление склонности воспитанников детского дома к различным формам девиантного поведения, бала определена «потенциальная группа риска». Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов
Приоритетной задачей детского дома в реабилитационной деятельности является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не на его последствия и проблемы, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению
2 подгруппа («группа риска»)
Под «группой риска» понимаются воспитанники - дезадаптанты и воспитанники с девиантным поведением. (воспитанники в системе нарушающие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ).
3 подгруппа (воспитанники состоящие на учете в ИДН, воспитанники с дилеквентной формой поведения.)
С воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в построении работы по двум направлениям, см. Рисунок 1
Первое направление – реализация программ индивидуального сопровождения воспитанника
Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты установят:
  • индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, проблемы в обучении и профсамоопределении;
  • зону его ближайшего развития, перспективы;
  • определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического, медицинского и социального воздействия.
Весь комплекс разработанных на заседаниях консилиума детского дома мер ложится в основу программы индивидуального сопровождения воспитанника.
Именно программа индивидуального сопровождения воспитанника становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на протяжении всего пребывания в учреждении.
Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов, их высокий профессиональный уровень.
Профилактическая работа с воспитанниками 1 подгруппы осуществляется только через реализацию индивидуальной программы сопровождения, так как они отнесены к детям группы «норма», но нуждаются в большем внимании со стороны воспитателей и специалистов детского дома.
Второе направление - актуальное на данный момент, то есть конкретная помощь специалистов в кризисных жизненных ситуациях (случаи нарушения режима дня воспитанника; употребление ПАВ; резкое, без видимых причин, снижение успеваемости).
Проблема проявления девиаций среди подростков, оставшихся без попечения родителей, пришедших в детский дом из асоциальных семей, в которых они длительное время были безнадзорными, и особенно, если эти подростки страдают психофизическими нарушениями, является чрезвычайно сложной.
Сложность и значимость этой проблемы требовала поиска нестандартных путей, методов, социальных приемов в профилактической и коррекционной работе таких как:
1. Постановка на внутренний профилактический учет.
Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «О постановке воспитанников МОУ «Детский дом № 9» на внутренний профилактический учет».
Алгоритм постановки, контроля и снятия несовершеннолетнего с профилактического учета:
  1. решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается на Совете профилактики по заявлению старшего воспитателя группы;
  2. воспитаннику, состоящему на профилактическом учете, назначается куратор из числа работников детского дома, пользующегося авторитетом у данного подростка;
  3. куратором, совместно с заместителем директора по реабилитации, разрабатывается план профилактической работы с несовершеннолетним сроком на 2 месяца;
  4. один раз в 2 месяца куратор проводит анализ профилактической работы с воспитанником и передает результаты анализа в Совет профилактики детского дома;
  5. при необходимости на Совет профилактики приглашается воспитанник и его куратор;
  6. решение о снятии воспитанника с профилактического учета принимается на Совете профилактики по заявлению куратора при условии отсутствия нарушений дисциплины у подростка в течение не менее полугода.
2. Формирование банка информации о воспитанниках «группы риска» (2,3 подгруппы). Он представляет собой компьютерную программу, в которых хранится информация о воспитанниках
Данная программа позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении воспитанника по специально выделенным критериям:
  • статистические данные (группа, старший воспитатель, куратор, посещаемые учебное заведение, кружки);
  • учет фактов нарушения режима дня детского дома;
  • учет фактов нахождения воспитанников в состоянии алкогольного или токсического опьянения;
  • учет мероприятий, проводимых с воспитанниками;
  • характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицате...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4481

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340