Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников группы риска
Автор(ы): Козловская Евгения Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Лапина Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по воспитательной работе; Печникова Марина Анатольевна, директор; Семахина Татьяна Леонидовна, зам. директора по реабилитационной работе; Смирнова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе; Кольцова Юлия Валерьевна, заместитель директора по социальным вопросам
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. До того, как дети оказались в детском доме, они находились в ситуации СОП (социально опасное положение). Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение, устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем - вот неполная характеристика их семейной ситуации, до того, как они как они стали воспитанниками детского дома. В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними. Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска». 1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи 2 этап – дифференциация по подгруппам 3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности См. Таблицу в Приложении 1. 1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи. При анализе состава воспитанников детского дома выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы. 1 подгруппа.(потенциальная «группа риска») Из анализа результатов диагностического обследования (модифицированный вариант опросника «ДАП – В», СПб ВМедА, кафедра психиатрии), цель которого - выявление склонности воспитанников детского дома к различным формам девиантного поведения, бала определена «потенциальная группа риска». Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов Приоритетной задачей детского дома в реабилитационной деятельности является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не на его последствия и проблемы, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению 2 подгруппа («группа риска») Под «группой риска» понимаются воспитанники - дезадаптанты и воспитанники с девиантным поведением. (воспитанники в системе нарушающие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ). 3 подгруппа (воспитанники состоящие на учете в ИДН, воспитанники с дилеквентной формой поведения.) С воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в построении работы по двум направлениям, см. Рисунок 1 Первое направление – реализация программ индивидуального сопровождения воспитанника Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты установят: - индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, проблемы в обучении и профсамоопределении;
- зону его ближайшего развития, перспективы;
- определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического, медицинского и социального воздействия.
Весь комплекс разработанных на заседаниях консилиума детского дома мер ложится в основу программы индивидуального сопровождения воспитанника. Именно программа индивидуального сопровождения воспитанника становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на протяжении всего пребывания в учреждении. Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов, их высокий профессиональный уровень. Профилактическая работа с воспитанниками 1 подгруппы осуществляется только через реализацию индивидуальной программы сопровождения, так как они отнесены к детям группы «норма», но нуждаются в большем внимании со стороны воспитателей и специалистов детского дома. Второе направление - актуальное на данный момент, то есть конкретная помощь специалистов в кризисных жизненных ситуациях (случаи нарушения режима дня воспитанника; употребление ПАВ; резкое, без видимых причин, снижение успеваемости). Проблема проявления девиаций среди подростков, оставшихся без попечения родителей, пришедших в детский дом из асоциальных семей, в которых они длительное время были безнадзорными, и особенно, если эти подростки страдают психофизическими нарушениями, является чрезвычайно сложной. Сложность и значимость этой проблемы требовала поиска нестандартных путей, методов, социальных приемов в профилактической и коррекционной работе таких как: 1. Постановка на внутренний профилактический учет. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «О постановке воспитанников МОУ «Детский дом № 9» на внутренний профилактический учет». Алгоритм постановки, контроля и снятия несовершеннолетнего с профилактического учета: - решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается на Совете профилактики по заявлению старшего воспитателя группы;
- воспитаннику, состоящему на профилактическом учете, назначается куратор из числа работников детского дома, пользующегося авторитетом у данного подростка;
- куратором, совместно с заместителем директора по реабилитации, разрабатывается план профилактической работы с несовершеннолетним сроком на 2 месяца;
- один раз в 2 месяца куратор проводит анализ профилактической работы с воспитанником и передает результаты анализа в Совет профилактики детского дома;
- при необходимости на Совет профилактики приглашается воспитанник и его куратор;
- решение о снятии воспитанника с профилактического учета принимается на Совете профилактики по заявлению куратора при условии отсутствия нарушений дисциплины у подростка в течение не менее полугода.
2. Формирование банка информации о воспитанниках «группы риска» (2,3 подгруппы). Он представляет собой компьютерную программу, в которых хранится информация о воспитанниках Данная программа позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении воспитанника по специально выделенным критериям: - статистические данные (группа, старший воспитатель, куратор, посещаемые учебное заведение, кружки);
- учет фактов нарушения режима дня детского дома;
- учет фактов нахождения воспитанников в состоянии алкогольного или токсического опьянения;
- учет мероприятий, проводимых с воспитанниками;
- характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицате...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4481
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|