Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова Сватовство майора (материал к интегрированному уроку) - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова Сватовство майора (материал к интегрированному уроку)


Автор(ы): Рожановская Нина Ивановна, учитель мировой художественной культуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Об интеграции на уроках гуманитарного и эстетического циклов на примере тем “Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве” и “Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре” смотрите Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборники тезисов 2003-2004 и 2004-2005 учебные годы.
Материал “Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова” может быть использован в 10 классе на уроках изучения биографии драматурга и пьес “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и других.
Иллюстративный материал – репродукции картин П. Федотова “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” и другие. “Мир Островского – не наш мир, - утверждал в начале ХХ века исследователь литературы Ю.И. Айхенвальд, - и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы…” Да, нам, а тем более нашим ученикам, трудно понять мир, в котором живут герои Островского, их психологию, мотивы, которые движут их поступками. Когда-то в ранней молодости писатель почувствовал, что его долг – открыть публике новое, хотя и знакомое пространство: “До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.
Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москва-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”.
Эти слова не просто шутка. Островский действительно вводил образованную публику в неизвестный ей мир. С годами он написал великое множество пьес о московской купеческой жизни. Его небогатая приключениями жизнь питала его воображение, и он создавал все новые и новые сюжеты.
Современным детям этот мир нужно открывать заново. Хотим узнать, как выглядели обитатели этой загадочной страны? Пройдемся по залам Третьяковской галереи, всмотримся в картины Перова, Прянишникова, Федотова. Хотим услышать голоса этих людей, их говор, интонации – откроем сочинения Островского. Замоскворечье было особым миром купечества и мелкого чиновничества, жившего по своим отдельным законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), здесь царили старинные обычаи, звучала коренная русская речь, Даже одевались тут иначе, чем в центре города.
Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, - все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. В 1850 году журнал “Москвитянин” опубликовал комедию “Банкрут” (“Свои люди – сочтемся”), запрещенную к постановке на сцене. На пьесу обратил внимание сам Николай I. Он счел, что комедия напечатана напрасно, и поручил министру народного просвещения провести с автором необходимую воспитательную работу. Комедия попала на сцену только через десять с лишним лет, а в начальном варианте, без цензурного вмешательства, - в 1881 году. В.Ф. Одоевский в одном из писем так аттестовал доселе неизвестного ему автора и само произведение: “…Я считаю на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкруте” я ставлю номер четвертый”.
Сюжет комедии молодой автор, тогда еще чиновник Коммерческого суда, взял из своей служебной практики. В суде ему сплошь и рядом приходилось встречаться с разными мошенническими проделками купцов. В этой среде было делом самым заурядным объявить себя несостоятельным должником, отказаться вернуть долги доверившимся кредиторам. Так поступает глава семьи Самсон Силыч Большов. А его дочь Липочка, даром, что купеческая дочка, мечтает выйти замуж за благородного, то есть за военного: “Не пойду я за купца, ни за что не пойду. За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать!” Учащиеся с интересом включаются в дискуссию: возможен ли был брак между представителями разных сословий – дворян и купцов? Был ли он равным? Почему такие браки все-таки совершались?
В это же время на академическую художественную выставку 1849 года собралось небывалое количество посетителей. Все спешили увидеть “Сватовство майора”, картину дотоле никому не известного автора Павла Федотова. Рядом с модными в ту пору Венерами и Аполлонами эта небольшая житейская сценка, изображающая брак по расчету, дышала современностью и новизной. Художнику будто было мало того, что увидят зрители на картине, и он читал сочиненные им стихи-рацею, в которых раскрывался сюжет картины:
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только очки хорошенько протри…
Вот купецкий дом,
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней.
Тут зато один толк,
Что все взято не в долг,
Как у вас иногда,
Честные господа!..
А вот извольте посмотреть:
Как хозяин купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком…
А вот извольте посмотреть:
Как наша невеста
Не найдет сдуру места…
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице,
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
“Я, дескать, до денежек доберусь!”
Художник писал о себе: “Отец мой был воином екатерининских времен; о походах он рассказывал редко, но видел многое на своем веку… Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Семейство наше помещалось в небольшом домике (в Москве). Жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной не испытывали. Честностью обладал отец безмерною, но она, как у многих честных стариков, облечена была в формы суровые, жестокие, угловатые…Я всякий день видел десятки народа самого разнохарактерного, живописного и сверх всего этого сближенного со мною. Наша многочисленная родня… состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью, наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку; соседи были все люди знакомые…”. Так, будучи уже зрелым человеком, Павел Андреевич Федотов вспоминал обстановку своего раннего детства. Он рассказывал о детстве часто и охотно, заметно волнуясь, домашних изображал в лицах, воспроизводил их голоса. Очевидцы вспоминали, какие это были блистательные представления. Будущий художник – человек разносторонне одаренный: он не только рисует, но и сочиняет музыку, пишет стихи. Все эти увлечения, впрочем, не помешали Федотову блестяще закончить Московский кадетский корпус (он был определен туда по семейной традиции) и потом исправно служить в лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге. Молодой офицер и там не оставлял занятий искусством, посещал рисовальные классы Академии художеств.
Желая посвятить себя искусству, Федотов мечтал оставить военную службу, но долго колебался. Удерживала забота о близких: в ту пору на его попечении находились сестры и престарелый отец. Он идет даже за советом к “великому Карлу”. И Брюллов, сказав, что в 25 лет поздно приобретать технику, все же добавил: “Но попытайтесь, пожалуй. Чего не может твердая воля, постоянство, труд!” Пройдет восемь лет, и Павел Федотов второй раз увидится с Брюлловым. И тот, знакомый уже с работами Федотова, скажет: “Ваши картины доставили мне большое удовольствие. Поздравляю вас… вы обогнали меня”. Окончательное решение принять помог Федотову случай. Однажды его картины увидел великий князь Михаил Павлович и показал их Николаю 1. Император предложил молодому офицеру выйти в отставку и посвятить себя живописи, обещая пенсию в 100 рублей в месяц. Офицерское жалованье намного превышало эту мизерную сумму, но решительный шаг был сделан: в 1844 году он принимает предложение царя. Однополчане видят в нем будущего художника-баталиста. И сам Федотов скажет о начале своего художнического пути: “Думая сделаться баталистом, начал изучать коня со скелета, но страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни… на свободе развилась вполне.” Обретя свободу, Федотов с головой окунается в самую гущу городской жизни – в повседневность улиц, рынков, модных магазинов, канцелярий, трактиров, подмечая всюду самое характерное. Выразительной физиономии какого-нибудь нечаянно встреченного купца художник радуется, по его собственному признанию, как влюбленный – невесте. “Моего труда в мастерской немного…- говорит он. – Главная моя работа на улице и в чужих домах. Я учусь жизнью… тружусь, глядя в оба глаза”.
Вернемся на выставку 1848 года. Картина “Сватовство майора”. Перед нами живая, словно подсмотренная сценка. Рассмотрите ее внимательно и попробуйте рассказать, что здесь изображено, какая история легла в основу сюжета картины, попытайтесь раскрыть ее содержание.
Ученики рассказывают, делают свои выводы, обобщения.
Автор вводит зрителя в атмосферу купеческой жизни. Взгляните на обстановку, и вы почувствуете себя в купеческом доме, где все говорит об устойчивости быта, жизненного уклада его обитателей: расписной потолок, богатая люстра, вышитая скатерть на сервированном столе; на стенах симметрично повешенные портреты генералов, духовного лица, купца.
Что же происходит здесь в момент, запечатленный художником? Нетрудно заметить, что в доме все взволнованы: сваха привела жениха. Вот он стоит у двери, поправляя усы. Сконфуженная невеста пытается убежать, ее удерживает разгневанная мать. А хозяин дома – бородатый купец – поспешно застегивает сюртук. Все персонажи в движении, поэтому мы можем предвидеть дальнейшие события. Через минуту жених появится в комнате, невеста перестанет жеманиться, мать не будет сердиться, все сядут за стол, и начнется разговор.
В искусно построенной мизансцене легко читается не только внешняя канва событий, но и их социально-психологический смысл: майор явно собирается разбогатеть, женившись на купеческой дочке. Для купца же очень заманчиво породниться с дворянином, отдав дочь замуж за “благородного”. Типичная брачная сделка.
Чем больше мы вглядываемся в картину, тем явственней замечаем, что приход майора не был неожиданным, как это могло показаться с первого взгляда. К визиту жениха в доме тщательно готовились. Об этом свидетельствует не только накрытый к ужину стол, но и дорогие наряды женщин, обилие домочадцев, занятых приготовлением к приему.
В архитектоническом построении “Сватовства майора” Федотовым творчески использованы принципы классицистического “закона равновесия”, способствующего впечатлению компактности, гармонической слаженности изображения. Так, люстра, являющаяся своеобразным “отвесом” в картине, делит композицию на две половины по вертикальной оси, скрепляя фигуры матери и дочери в центре картины. Остальные представители семейства вместе со слугами и свахой при внимательном рассмотрении оказываются расположенными симметрично центральной вертикальной оси задней стены интерьера, проходящей как раз по центру портрета предка, основателя купеческого рода, чья важная осанка контрастирует с суетливостью членов купеческой семьи, усиливая критическое восприятие сцены сватовства.
Активную роль в создании художественного обра...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.17 | Просмотров: 2378

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340