Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование различных видов самостоятельной деятельности в обучении экономике для стимулирования познавательной активности учащихся - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Использование различных видов самостоятельной деятельности в обучении экономике для стимулирования познавательной активности учащихся


Автор(ы): Заслонко Татьяна Юрьевна, учитель математики и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также обстоит дело и с теми знаниями, которые получают наши дети. Потому что прослушанная информация, даже если она очень интересна, может не оставить ни какого следа ни в умах, ни в душах учеников. То, что они получили в готовом виде, может быстро «выветриться» у них из головы. А те знания, которые ученики добывали сами с помощью различных видов учебной деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь.
И мои ученики не получают готовых знаний, а добывают их своим умом, усердием, любознательностью. Я глубоко убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания ученика и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих уроках я стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности учащихся.
Это решение проблемных ситуаций, практические работы, творческие задания, деловые и ролевые игры, дискуссии. Это уроки-исследования, уроки-практикумы, уроки- диспуты ит.д.
Теперь я подробно расскажу, как осуществляется обучение в деятельности на моих уроках.
I. Разрешение проблемной ситуации.
Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся.
Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:
"Зарытый клад ржавеет и гниет,
лишь в обороте золото растет".
Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении темы «Ценные бумаги». Например, рассказывая учащимся о таком виде ценных бумаг, как акция, я знакомлю детей с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы преимущества того или иного вида акций. Затем я предлагаю проблему:
Представьте, что вы решили стать акционером какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?
Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?»
Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения.
Дети после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.
  1. Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).
  2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.
Таким образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Мне остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош прежде всего тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком уроке, могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.
II. Игровая деятельность.
Другой не менее важной формой деятельности является игра.
Игровая деятельность помогает активизировать творческий и интеллектуальный потенциал учащимся, получить опыт, который может пригодиться в жизни. Особенно это проявляется в деловой и ролевой игре. Ролевая игра дает детям уникальную возможность представить себя в различных жизненных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Это очень ценно на уроках такого предмета, как экономика. Я использую игровую деятельность на различных этапах урока. Проиллюстрирую это на примере урока по теме «Методы управления».
В процессе изучения нового я рассказываю о том, что такое управление, его целях и методах управления. Учащимся предлагается работа по заполнению таблицы:
Методы управления
Название группы методов Форма проявления Ожидаемый результат Позитивный аспект Негативный аспект
Командно- административные ПриказРаспоряжение и т.д. Неукоснительное исполнение задания.
Методы материального стимулирования Применение материальных стимулов (премии, прибавка к зарплате и т.д.) Исполнение работником задания с желанием достичь наилучшего результата.
Методы морально- психологического стимулирования Применение моральных стимулов. Исполнение работником задания с желанием оправдать доверие начальства.
Для выполнения этой работы я предлагаю учащимся разделиться на две группы.
Одна группа учеников представляет себя руководителем, субъектом управления. Используя различные методы управления, они должны достичь своей главной цели - получить от своих подчиненных максимальную отдачу. С позиции своей роли они оценивают плюсы и минусы использования каждого метода и решают, достигается ли при этом максимальный результат.
Другая группа должна представить себя в роли объекта управления, т.е. рядового сотрудника подчиненного.
Учащиеся из первой группы демонстрируют, как они будут применять тот или иной метод, а учащиеся из второй группы должны оценить на себе действие применяемых «руководством» методов. Это помогает заполнить два последних столбца таблицы. Проделав эту работу, дети замечают, что каждый метод имеет и свои «плюсы», и свои «минусы». Возникает вопрос: «Какой же метод лучше применять, чтобы достичь оптимальных результатов?». Помогает ученикам найти ответ на этот вопрос творческое задание: составьте свое обращение к тому подчиненному, который, по вашему мнению, должен выполнить очень ответственное задание. Какими методами вы воспользуетесь для достижения этой цели?
После обдумывания и обсуждения дети приходят к следующему выводу - надо использовать все методы для достижения максимального результата.
При изучении темы управления есть раздел, который представляет интерес для каждого человека. Это этика деловых отношений. Здесь я обращаю внимание детей на то, что экономика не изолированная наука, она живет в соседстве со многими областями знаний, в том числе с психологией, этикой, социологией.
Я приступаю к формированию основных знаний по теме, обращаясь к жизненному опыту детей. Познакомив их с темой урока, я предлагаю им сразу включиться в деловую игру. На этот раз это мозговая атака. Объединившись в группы или каждый индивидуально учащиеся должны за определенное время вписать на одну сторону листа то, что с их точки зрения может быть включено в понятия деловые отношения, а с другой то, что в это понятие не входит. Или я предлагаю выполнить такое задание в виде теста. Слова, записанные в середине листа, вам нужно распределить по крайним колонкам.
Деловые отношения Неделовые отношения
ПрофессионализмСимпатия
Антипатия
Вежливость
Доброта
Усердие и т.д.
Выполняя это задание, дети использовали свой личный опыт, знания по другим предметам, таким, например, как этика, обществознание. Затем мы обсуждаем написанное и приходим к выводу, что в деловых отношениях нет места эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность.
III. Урок-исследование, урок-поиск.
В рассматриваемых примерах видно, как элементы познавательной игровой поисковой деятельности можно органично вплести в канву урока. Но и сам урок может быть самостоятельной единицей деятельности. Например, поиском или исследованием.
Приведу пример проведения урока - исследования по теме «Инфляция. Причины и следствия».
Такой урок требует особой подготовки и учителя, и учащихся. Тема исследования сообщается детям заранее. Они получают домашнее задание: узнать как можно больше об экономической ситуации в России конца 80 - начала 90 годов из газет журналов, дополнительной литературы, из бесед с членами своей семьи.
Предварительно учащиеся распределяются по группам. Исследование учащимися причин инфляции и ее последствий - это пример коллективной, групповой деятельности. Дети делятся информацией, обсуждают, анализируют ее. Делают логические выводы.
1) Выяснить причины инфляции детям помогает основное уравнение обмена (уравнения Фишера). MV=PQ (M-денежная масса, V-скорость обращения денег, P-средний уровень цен, Q-товарная масса).
Изучая это уравнение и анализируя, к каким последствиям может привести нарушение соответствия товарной и денежной массы, учащиеся называют следующие причины инфляции:
  1. Неоправданный рост денежной массы.
  2. Сокращение товарной массы.
2) Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, а также жизненным опытом стар...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.18 | Просмотров: 1647

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340