Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Особенности методики преподавания экономических дисциплин в современных условиях - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Особенности методики преподавания экономических дисциплин в современных условиях


Автор(ы): Мизинова Ольга Юрьевна, учитель математики и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие методика переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.
Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена учитель-ученик. Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.
В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:
  • лекции,
  • самостоятельная работа,
  • семинарские занятия,
  • консультации,
  • зачеты,
  • экзамены,
  • различные формы внеклассной работы.
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.
В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
  • она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
  • вооружает учащихся методологией изучения данной науки;
  • лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
  • органично сочетает обучение с воспитанием;
  • нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:
  • это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,
  • одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
  • средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:
  • она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;
  • она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;
  • наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.
Вместо того чтобы транслировать обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.
Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:
  • Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.
  • Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).
  • Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.
  • Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.
Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.
Лекция должна:
  • быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;
  • выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;
  • учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;
  • быть грамотной и логичной.
Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:
  • на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;
  • из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;
  • успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся.
Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:
  1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
  2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
  3. Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.
  4. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
  5. Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся.
Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
  1. Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.
  2. Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления учащихся.
  3. Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
  4. Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися других школ.
Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся.
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой
включает в себя:
  1. обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
  2. управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы;
  3. контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
    коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы учащихся объясняется целым рядом факторов, главными из которых является:
  1. частая смена экономических приоритетов;
  2. неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам;
  3. специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
  4. отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
  1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся.
  6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  7. Эффективное использование педагогических средств.
  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  9. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
  10. Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
Методика интегрированного обучения имеет цели - помочь учащимся:
  • научиться познавать;
  • научиться делать
  • научиться жить вместе
  • научиться жить в ладу с самим собой.
Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.
Основные его свойства - синт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4333

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340