Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания


Автор(ы): Сунгатуллина Эльвира Минзакировна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В условиях модернизации российского образования “Образовательная политика России на современном этапе” как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у учащихся ключевых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:
  • умение брать на себя ответственность при принятии решений;
  • толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
  • умение работать с различными видами информации;
  • способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных:
  • ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение . Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три предложения ” и другие.
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.
Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.
Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом
  • называя идеи, нельзя повторяться;
  • чем больше список идей, тем лучше;
  • подходить к решению проблемы с разных сторон.
Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение.
Задачами мозгового штурма являются:
  • включение в работу всех членов группы;
  • определение уровня знаний и основных интересов участников;
  • активизация творческого потенциала участников.
Существует несколько способов формирования групп. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.
В паре каждому предоставляется право говорить. Если группа состоит из трех участников, то существует большое разнообразие мнений. Группе из четырех человек присуще большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Таким образом, каждый уже будет знаком с позицией одного участника, прежде чем начать разговор с большим количеством человек. Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.
Для создания групп можно предложить следующие способы:
  • пожалуйста, огляните комнату и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут;
  • выберите того, с кем вы еще не работали вместе;
  • выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;
  • примерно того же роста, как и вы;
  • выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающие такое же количество, что и вы и др.
Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.
При построении уроков истории и обществознания я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся. Например, проблема “лишних”, свободных денег. Эту проблему ставлю при изучении темы “Деньги”. Здесь она звучит так: “Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?”
Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для предложения идей и для анализа наилучших вариантов. Дети после обсуждений обычно приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков , нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты ( в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в различные банковские учреждения. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.
Другой пример. При изучении темы о деловых отношениях раздела “Управление” также используя мозговой штурм, где учащиеся (генераторы) должны вписать то, что с их точки зрения может быть включено в понятие деловые отношения. А группа аналитиков выбирает наиболее разумные варианты идей. Выполняя эти задания, дети использовали свой личный опыт. После обсуждения приходят к выводу, что в деловых отношениях нет место эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность. Этот метод так же эффективно можно использовать и на уроках истории Татарстана. Примерные задания для мозгового штурма: “Что было бы, если Иван Грозный не смог завоевать Казань?”, “Возможные альтернативы развития Татарстана в 1990-е годы”.
Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии.
Дискуссия
– специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.
Групповая дискуссия решает следующие задачи:
  • обучение участников анализу реальных ситуаций;
  • формирование навыков создания проблемы;
  • развитие умения воздействовать с другими участниками;
  • демонстрация многозначности решения различных проблем.
Участники групповой дискуссии должны:
  • слушать и слышать друг -друга;
  • не перебивать;
  • не оценивать друг-друга;
  • не обижать и не обижаться;
  • умолкнуть по знаку;
  • участвовать всем;
  • соблюдать регламент.
При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории:
  • круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
  • экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
  • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
  • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
  • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
  • “судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);
  • “аквариум”. Учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют.
Роль учителя в организации групповой дискуссии:
  • обозначение проблемы;
  • побуждение к дискуссии всех участников;
  • сбор различных мнений и аргументов;
  • подведение итога групповой работы;
  • сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;
  • главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Приведу пример урока дискуссии по теме “Процессы и проблемы суверенизации” по истории Татарстана. При изучении темы ставится проблема: “Возможно ли было сохранение суверенитета в Татарстане?”. Ребята анализируют события 1994года. Значительно активизируется поиск решения при обсуждении в группах, которые условно представляют политические силы, боровшиеся за суверенитет и против. Каждая группа обсуждает проблему: почему не удалось сохранить суверенитет в республике. В ходе обмена мнениями вырисовываются картины реальной обстановки того времени, возможности или невозможности сохранения независимости. Чтобы продолжить обсуждение в нужном направлении, я предлагаю ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы.
Учащиеся приходят к различным выводам, каждая группа доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, “пропускает” через себя иную точку зрения и вынужден согласиться, что условий для сохранения суверенитета не было: слишком различны были цели национальных сил, политическая обстановка складывалась не в пользу Татарстана.
Здесь я обязательно хочу упомянуть о колоссальном воспитательном значении уроков истории Татарстана. Патриотизм, неравнодушие к судьбе страны, желание решить ее проблемы – эти и многие другие качества формируются на таких уроках.
Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включить во всех этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.
Следующий интерактивный метод, используемый на уроках истории и обществознания это – ролевая игра.
Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.
Компонентами ролевой игры выступают:
Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.
Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.
Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.
Положительные стороны ролевой игры:
  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.
  5. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  6. Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечани...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.18 | Просмотров: 3308

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340