Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектные технологии на уроках литературы старших классов. (Учебный проект Один день из жизни Обломова) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проектные технологии на уроках литературы старших классов. (Учебный проект Один день из жизни Обломова)


Автор(ы): Ахмадишина Лилия Мугамбаровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Методическое обоснование

  • Методический паспорт учебного проекта
  • Конспект урока с применением метода проекта

Методический паспорт учебного проекта

1.Тема проекта: Создание киносценария “Один день из жизни Обломова” (по роману И.А.Гончарова “Обломов”)
2.Предмет: русская литература XIX века.
3.Цели образовательные и воспитательные:
  • подвести к обобщению “что такое обломовщина”, “идеал покоя бездействия”, почему автор выбрал именно этот день, с помощью каких приемов создается основной образ,
  • продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствовать умение анализировать художественные тексты,
  • умение выявлять роль эпизода в раскрытии авторской концепции,
  • пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности.
4. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.
5. Знания, на которые нацелен результат проекта: культура и история XIX века, характеристика личности
6. Развитие навыков:
  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, анализе, синтезе, структурировании информации;
  • самоанализе.
7.Возраст учащихся: 10 класс.
8. Время работы над проектом: 1 неделя 1 полугодия
9. Режим работы: внеурочный
10. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: роман И.А. Гончарова “Обломов”, книга “История костюма” компьютер, сканер,
11.Планируемое создание проектов учащихся: графическая схема “Восхождение к Дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.

Характеристика учебного проекта
(по типологическим признакам)

1. По доминирующей деятельности: творческий, ролевой
2. По предметно-содержательной деятельности: межпредметный проект (литература, изобразительное искусство, история, информатика).
3. По характеру контактов: внутренний
4. По количеству участников: групповой.
5. По продолжительности выполнения: краткосрочный – 1 неделя.

Ход урока

Учитель:
Роман И.А. Гончарова “Обломов” – роман – монография. Монографичность вообще свойственна русской классической литературе. Это на редкость центростремительное произведение. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей.
И.И.Обломов – средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять “душу” – значит разгадать лучшее создание И.А. Гончарова.
Почему судьба помещика, знаменитого владельца 300 крепостных Захаров, то есть персонажа давно ушедших времен, глубоко волнует читателей - вот вопрос, на который нам предстоит ответить на уроках по изучению произведения.
Перед нами роман “Обломов”.
О чем повествуется в романе? В первой его части?
Ученик: Об одном дне героя
Учитель: Почему автор выбрал именно этот день, что происходит за это время?
Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.
Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.
Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автора. А для этого я предлагаю представить себя в роли создателей художественного фильма - оператора, который, одним движением камеры может передать детали, ускользающих от внимания читателя, художников - постановщиков, воссоздающих дух эпохи, режиссера, который может выбирать ключевые сцены, раскрывающих зрителям основной замысел автора. Незадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов, которые лягут в основу классного проекта - сценария 1 части художественного фильма “Один день из жизни Обломова” - это и будет темой нашего урока. А эпиграфом к нашей работе будут слова Добролюбова: “Один день – и вся жизнь”.
Ответьте на вопросы. Сколько частей в романе?
Ученик: Четыре.
Учитель: Какова роль в романе 1 части?
Ученик: Она играет своеобразную роль пролога – “введение в роман”. Здесь совершается представление героя читателю. Представлена картина жизни.
Учитель: Как построена первая часть?
Ученик: В первой части 11 глав, первые 4 главы повествуют о посетителях Обломова.
Учитель: Кого из известных авторов вам напоминает Гончаров?
Ученик: Композиция, стиль, манера, приемы характеристики схожи с гоголевской манерой письма. А именно с романом “Мертвые души”. Роман открывается развернутым описанием внешнего вида героя. “Это был человек 32-33 лет отроду…”.
Такова же манера изображения Гоголем Манилова. Вначале портрет.
Учитель: Каково ваше первое впечатление от встречи с Обломовым?
С помощью каких приемов автором создается этот характер? Что вы, как операторы, покажете крупным планом?
(Защита проекта группы операторов)

Фрагмент проекта сценария
1 части художественного фильма
“Один день из жизни Обломова”.

Рекомендации оператора. Современная версия.
1 картина.
Типичная квартира человека среднего достатка. Тишина. Тяжелые малиновые занавеси зашторены. Пробивается луч света, который пока лишь в туманной дымке представляет неплохое убранство комнаты, сквозь неяркий свет все выглядит благопристойно. Вот луч света попадает на диван, и неподвижно лежащее тело, покрытое неопределенного цвета покрывалом, начинает шевелиться.
2 картина. Камера движется, показывает недовольное лицо хозяина дома, он недоволен ярким светом, отмахивается. Неясное бормотание, затем: “Захар… Захар? Захар!”
3 картина. Шаркающей походкой входит слуга. Зашторивает комнату. Бормочет.
4 картина. Обломов нехотя встает. Босые ноги. Ищет тапочки. Встает. Крупным планом ночной колпак и ночная сорочка.
5 картина. Захар медленно тянет половины штор в разные стороны. Камера начинает слежение по тем же частям комнаты, что и прежде. Все неплохое убранство комнаты видится при ярком свете иначе. Пыль, кое – где ее случайно смахнули. Замасленные подлокотники кресел.
6 картина. Висит халат. Показать детали, украшающие халат. Задержать “взгляд” камеры на нем длительное время.
7 картина. Обломов тянется к халату. Еле заметным движением поглаживает мягкую ткань. Надевая, медленно запахивает его.
Ученик: Лицо, вызывающее у нас симпатию, вслед за портретом И.И. Обломова описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.
(Фрагменты защиты проекта группы “Художники – постановщики” - иллюстрации к роману, рекомендации режиссерам).
Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.
Обстановка комнаты на героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: “Комната, где лежал Обломов с первого взгляда казалась прекрасно убранной…”. Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: “На нем был халат…”. Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевались поверх ночной одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломов, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.
В монографии В.А. Котельникова приводятся следующие историко-литературные параллели, связанные с этой деталью. Поэт П.А. Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию Новосильцева и, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Та была не только поэтическая шутка. Халат означал нечто большее, чем традиционное одеяние поэта – эпикурейца. Сей “товарищ неги праздной, досугов друг, свидетель тайных дум” заслужил одическую хвалу уже тем, что в нем одном привольно было и телу, и душе поэта:
Как я в твоем уступчивом уборе
В движеньях был портного не рабом,
Так мысль моя носилась на просторе
С надеждою и памятью втроем.
Облаченный в халат поэт,
Сближая даль, жил в жизни отдаленной.
И с истиной, перемешав обман,
Живописал воздушных замков план.
Халату Вяземский резко противопоставляет “гостиную ливрею”, “ярмо взыскательной сцены” – так с изощренной язвительностью он именует фрак и мундир. Разница между ними и халатом получает нравственный смысл, подчеркнутый в стихотворении:
В гостиной я невольник,
В углу своем себе я господин,
Свой меря рост не на чужой аршин.
Для Вяземского халат олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, аристократом – фрондером, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают покинуть это одеяние и, “теснясь в рядах прислуженцев властей”, вступить на путь, “где под туманом свет истины не различишь с обманом”.
Натуре поэта глубоко претил дух официальной, придворной среды. Он лелеял надежду вернуться к заветному халату, чтобы обрести с ним “тихий мир”, чистую совесть и свободу бить самим собой:
В тиши страстей, со спокойною душою.
И, не краснев, пред тайным судиею,
Бывалого себя в себе найти.
(Не потому ли дорожит и Обломов своим халатом?) Не видит ли он в этом одеянии некий полустершийся, может быть, символ внутренней свободы – вопреки тщете и несвободе окружающей действительности”?
Комментарии режиссеров.
Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальны ассоциации, наблюдения автора “все запылилось…”. Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег. “Пошлость пошлого человека” Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова “Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!” Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За “внешним” человеком обнаруживается “внутренний”
Учитель: Что дает для понимания Обломова его диалоги с посетителями?
Ученик: Это еще один из приемов писателя. Раскрытие характера через разговоры с посетителями.
Режиссеры представляют ПАРАД ГОСТЕЙ.
Ученик:
Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты. Все расписано (даже любовь с Лидинькой). Деталь которую следует выделить - одет по моде, с особой тщательностью подобрана одежда.
Судьбинский: чиновник. “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами”. “Деловой” человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях. Обломов их давно не видел. Судьбинский легко мог вписаться в галерею гоголевских портретов “мертвых душ”. Речевая характеристика – использует канцелярскую речь.
Пенкин: беллетрист. Ратует за реальное направление в литературе, пишет рассказ. Пошлые и банальные темы. Даже названия свидетельствует о низком уровне “Любовь взяточника к падшей женщине”. Интересны рассуждения о “Человека, человека надо писать…”.
Эти три типа своего рода персонификация духовных увлечений “пошлого человека, светский успех, карьера, игра в обличительство”. Характеристики гостей одноплановы, вещны. Это равные Обломову образы – приживальцы. Образы помогают раскрыть образ главного героя, но они самостоятельны.
Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отб...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 6647

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340