Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 3-м классе по теме: Снова о Ь
Автор(ы): Назаренко Тамара Ивановна, учитель начальных классов; Помаля Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов; Гирман Наталья Викторовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Цели: - создать условия для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака в словах;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать коммуникативные качества личности при работе в парах, группах.
ХОД УРОКА I. Организация класса. - Здравствуйте. Садитесь. “О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух”. А.С.Пушкин. - Ребята, как вы понимаете эти слова поэта? (ответы детей) Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится всё больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках. - Сядьте ровно, выпрямите спинки, посмотрите, чтобы локотки не свисали. Откройте тетради, запишите число, классная работа. - А давайте совершим на уроке первое маленькое открытие, своего рода “гимнастику для ума”. II. Мотивация и целеполагание. - Я предлагаю вам составить слово из рассыпанных букв. рапеьл | аьпекл | евельес | вноеольсе | рчуиь | увмаьри | | | мшыь | ашкмы | | | - Молодцы! Хорошо справились. - Внимание! А теперь прочтите эти слова про себя и сравните. апрелькапель веселье новоселье ручьи муравьи мышь камыш | - Разделите данные слова на три группы по разным признакам, запишите в тетрадь в 3 столбика. (время 3мин.)- Какие группы получились и объясните, по какому признаку объединяли слова в группы? У кого другие варианты? - Молодцы! Много разнообразных вариантов у вас получилось, каждый разделил эти слова по таким признакам, которые считал наиболее правильным. | III. Актуализация знаний. - А я предлагаю остановиться на том варианте, где слова разделены на группы по работе мягкого знака. апрель | веселье | мышь | капель | новоселье | камыш | | ручьи | | | муравьи | | - Объясните, какую работу выполняет Ь в словах 1го столбика? (Ь показывает мягкость согласного звука, смягчающую работу.) - В словах 2го? (Ь отделяет согласный звук от гласного, предупреждает.) - В словах 3го? (Ь сообщает о форме слова, говорит нам, что это имя существительное женского рода, в именах существительных мужского рода Ь не пишется.) (Мышь – произнесите звук, стоящий перед Ь. Разве мягкий знак смягчает предыдущий звук? Как решить возникшую проблему?) - Исходя из выводов, определите тему урока. (ответы детей) - Тема нашего урока: “Снова о Ь”. - Согласно теме определите цель урока. Вывод: Сегодня мы повторим все 3 работы мягкого знака, закрепим написание слов с ним и остановимся на той работе, которая указывает на форму слова. IV. Систематизация и обобщение. - А теперь попробуйте совершить небольшое открытие. Каждый из вас сформулировал правило написания Ь в этих столбиках. - Попробуйте зашифровать эти правила в виде схем, которые помогут легко вспомнить обо всех работах Ь. Работать будете в парах. У вас на столах лежит лист бумаги, на котором вы изобразите свою схему. Главное условие выполнения: схема должна быть яркой, крупной, располагаться на весь лист. (время 1 минута.) 1 ряд составляет схему о работе Ь, который показывает мягкость согласного звука. 2 ряд составляет схему о работе Ь, который разделяет согласный и гласный. 3 ряд составляет схему о работе Ь, который указывает на форму слова. - Время вышло, поднимите глазки, уберите карандаши. - Поделитесь со мною своими мыслями, открытиями. - Давайте посмотрим, что получилось у ребят 1ряда. Ребята кто хочет, быстро прикрепите свою схему на доску. - Спасибо за вашу работу, за ваши маленькие открытия. - А теперь попробуйте сформулировать правило работы Ь по схеме. - Какая схема на ваш взгляд наиболее удачная? Почему? - Аналогично со 2м и 3м рядом. (Вывод: Значит, Ь обозначает мягкость согласного звука на конце и в середине слова, предупреждает о звуке Й (разделяет согласный от гласного), указывает на форму слова.) V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях. 1) “Выборочный диктант”. - Пользуясь данными схемами-опорами закрепим написание мягкого знака. Для этого я предлагаю вам выборочный диктант. - Из пословиц выберите слово, в котором необходимо писать Ь и запишите его в нужный столбик. - Внимание дети! Труд человека кормит, лень портит. Луна и ночь, что мать и дочь. Здоровье дороже богатства. Ложь человека не красит. Кто сеет мир, пожнёт счастье. Ученику – удача, учителю – радость. - Какое слово запишешь? В какой столбик? Почему? подчеркните орфограммы лень | здоровье | ночь | мать | счастье | дочь | радость | | ложь | - Какую роль играет Ь в 1м столбике? Во 2м? В 3м? - Молодцы, вы хорошо справились с этой работой. Ребята, как вы считаете, какая из этих пословиц больше соответствует нашему с вами сотрудничеству на уроке? - На этой же ноте продолжим совершать маленькие открытия по нашей теме. Для этого послушайте сказку. 2) Чтение сказки. - Как-то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам Женского рода. Идёт и думает: “Женщины добрые. Они меня не прогонят”. Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе. Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа. - Давай дружить, - предложил Мягкий Знак. Но ёж ничего не ответил и свернулся в клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа. Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить. Мягкий Знак был так ей Благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий. - Какие слова из сказки вы можете назвать, в которых Ь необходимо писать? Почему? - А какие имена существительные вы услышали, но мягкий знак писать не будете? Вывод: - Так какую работу выполняет Ь в именах существительных после шипящих? При своих ответах можете воспользоваться схемами, которые вы составили. VI. Проверка уровня обученности. 1) Практическая работа. - А сейчас настало время применить ваши знания о работе Ь на практике. - Откройте тетрадь-задачник на стр. 30 упр.513, прочитайте задание - Что необходимо сделать? - Написание орфограм...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1892
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|