Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 3-м классе по теме: Снова о Ь - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 3-м классе по теме: Снова о Ь


Автор(ы): Назаренко Тамара Ивановна, учитель начальных классов; Помаля Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов; Гирман Наталья Викторовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели:
  • создать условия для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака в словах;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • развивать коммуникативные качества личности при работе в парах, группах.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
- Здравствуйте. Садитесь.
“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух”.
А.С.Пушкин.
- Ребята, как вы понимаете эти слова поэта?
(ответы детей)
Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится всё больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках.
- Сядьте ровно, выпрямите спинки, посмотрите, чтобы локотки не свисали. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- А давайте совершим на уроке первое маленькое открытие, своего рода “гимнастику для ума”.
II. Мотивация и целеполагание.
- Я предлагаю вам составить слово из рассыпанных букв.
рапеьл аьпекл евельес вноеольсе рчуиь увмаьри
мшыь ашкмы
- Молодцы! Хорошо справились.
- Внимание! А теперь прочтите эти слова про себя и сравните.
апрелькапель
веселье
новоселье
ручьи
муравьи
мышь
камыш
- Разделите данные слова на три группы по разным признакам, запишите в тетрадь в 3 столбика. (время 3мин.)- Какие группы получились и объясните, по какому признаку объединяли слова в группы? У кого другие варианты?
- Молодцы! Много разнообразных вариантов у вас получилось, каждый разделил эти слова по таким признакам, которые считал наиболее правильным.
III. Актуализация знаний.
- А я предлагаю остановиться на том варианте, где слова разделены на группы по работе мягкого знака.
апрель веселье мышь
капель новоселье камыш
ручьи
муравьи
- Объясните, какую работу выполняет Ь в словах 1го столбика? (Ь показывает мягкость согласного звука, смягчающую работу.)
- В словах 2го? (Ь отделяет согласный звук от гласного, предупреждает.)
- В словах 3го? (Ь сообщает о форме слова, говорит нам, что это имя существительное женского рода, в именах существительных мужского рода Ь не пишется.) (Мышь – произнесите звук, стоящий перед Ь. Разве мягкий знак смягчает предыдущий звук? Как решить возникшую проблему?)
- Исходя из выводов, определите тему урока. (ответы детей)
- Тема нашего урока: “Снова о Ь”.
- Согласно теме определите цель урока.
Вывод: Сегодня мы повторим все 3 работы мягкого знака, закрепим написание слов с ним и остановимся на той работе, которая указывает на форму слова.
IV. Систематизация и обобщение.
- А теперь попробуйте совершить небольшое открытие. Каждый из вас сформулировал правило написания Ь в этих столбиках.
- Попробуйте зашифровать эти правила в виде схем, которые помогут легко вспомнить обо всех работах Ь. Работать будете в парах. У вас на столах лежит лист бумаги, на котором вы изобразите свою схему. Главное условие выполнения: схема должна быть яркой, крупной, располагаться на весь лист. (время 1 минута.)
1 ряд составляет схему о работе Ь, который показывает мягкость согласного звука.
2 ряд составляет схему о работе Ь, который разделяет согласный и гласный.
3 ряд составляет схему о работе Ь, который указывает на форму слова.
- Время вышло, поднимите глазки, уберите карандаши.
- Поделитесь со мною своими мыслями, открытиями.
- Давайте посмотрим, что получилось у ребят 1ряда. Ребята кто хочет, быстро прикрепите свою схему на доску.
- Спасибо за вашу работу, за ваши маленькие открытия.
- А теперь попробуйте сформулировать правило работы Ь по схеме.
- Какая схема на ваш взгляд наиболее удачная? Почему?
- Аналогично со 2м и 3м рядом.
(Вывод: Значит, Ь обозначает мягкость согласного звука на конце и в середине слова, предупреждает о звуке Й (разделяет согласный от гласного), указывает на форму слова.)
V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
1) “Выборочный диктант”.

- Пользуясь данными схемами-опорами закрепим написание мягкого знака. Для этого я предлагаю вам выборочный диктант.
- Из пословиц выберите слово, в котором необходимо писать Ь и запишите его в нужный столбик. - Внимание дети!
Труд человека кормит, лень портит. Луна и ночь, что мать и дочь. Здоровье дороже богатства. Ложь человека не красит. Кто сеет мир, пожнёт счастье. Ученику – удача, учителю – радость.
- Какое слово запишешь? В какой столбик? Почему? подчеркните орфограммы
лень здоровье ночь
мать счастье дочь
радость ложь
- Какую роль играет Ь в 1м столбике? Во 2м? В 3м?
- Молодцы, вы хорошо справились с этой работой. Ребята, как вы считаете, какая из этих пословиц больше соответствует нашему с вами сотрудничеству на уроке?
- На этой же ноте продолжим совершать маленькие открытия по нашей теме.
Для этого послушайте сказку.
2) Чтение сказки.
- Как-то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам Женского рода. Идёт и думает: “Женщины добрые. Они меня не прогонят”. Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.
- Давай дружить, - предложил Мягкий Знак.
Но ёж ничего не ответил и свернулся в клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа.
Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.
Мягкий Знак был так ей Благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.
- Какие слова из сказки вы можете назвать, в которых Ь необходимо писать? Почему?
- А какие имена существительные вы услышали, но мягкий знак писать не будете?
Вывод: - Так какую работу выполняет Ь в именах существительных после шипящих? При своих ответах можете воспользоваться схемами, которые вы составили.
VI. Проверка уровня обученности.
1) Практическая работа.

- А сейчас настало время применить ваши знания о работе Ь на практике.
- Откройте тетрадь-задачник на стр. 30 упр.513, прочитайте задание
- Что необходимо сделать?
- Написание орфограм...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1892

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340