Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления
Автор(ы): Холстинина Ольга Ивановна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Все познается через труд, через преодоление ошибок (собственных), через процесс решения задач. С.Окулов. “Основы программирования” Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи, решить которые в стандартных пользовательских программах невозможно. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством. Программирование – одна из самых традиционных тем в информатике. В течение всего периода преподавания информатики методика преподавания тем “Алгоритмика”, “Программирование” претерпела значительные изменения. Это связано с уменьшением количества уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах, но требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике нисколько не изменились, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету. Часто при изучение программирования целью становится - демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Времени на более глубокое изучение, на самостоятельное решение задач практически не остаётся. Но все - таки необходимо изыскать все возможности, чтобы преподавание темы “Программирование” оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне. Это возможно и за счет построения моделей в среде программирования при изучении темы “Моделирование”, и за счет внеклассных занятий по информатике - работы кружка “Основы программирования”. Считаю наиболее целесообразным начинать изучение программирования с языка Паскаль. Язык Паскаль был создан в 1971 году Никлаусом Виртом как учебный язык. Основной принцип заложенный в нем – это поддержка структурной методики программирования. Большим плюсом при выборе языка программирования в пользу Паскаля, является и то, что русскоязычный Алгоритмический язык и Паскаль очень похожи, поэтому освоив первый, даже те учащиеся, которые испытывают затруднения при составлении программ, могут действовать “по образцу”. Изучение базового курса информатики в нашей школе начинается с 8 класса, поэтому в календарное планирования в 8 кл. включены темы “Алгоритмика”, “Программирование”. За основу взят учебник С.М. Окулова “Основы программирования”. Данное учебное пособие позволяет построить занятия с максимальным использованием компьютера на занятиях, и при этом формируется определенный стиль мышления. Из нехватки времени алгоритмизацию, и язык программирования осваиваем параллельно. При изучении данной темы в среднем звене возникают определенные трудности: - дети еще недостаточно подготовлены (отсутствует необходимая теоретическая подготовка детей по математике и физике и др.);
- ученики считают, что информатику можно знать без темы “Программирование”, хотя значимость темы никто не отрицает;
- ученики еще не сделали для себя выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что занятия программированием им необходимы.
Больше внимания уделять программированию в старших классах заставляет и ЕГЭ. Экзамен по информатике в основном выбирают выпускники, ориентированные на получение высшего профессионального образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. А что бы учащиеся имел отметку “4” или “5” ему необходимо сделать часть 2, которая включает задания по теме “Алгоритмика и программирование” и задания части 3, направленные на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. В этой части также проверяются умения на повышенном и высоком уровне сложности по теме “Технология программирования”. Учитель должен помнить, что изучать программирование необходимо: - с целью фундаментализации курса информатики. Одним из фундаментальных принципов работы информатики является принцип программного управления компьютера. Понять его невозможно, не зная, что такое программа для ЭВМ;
- любой школьный предмет должен выполнять наряду с образовательной, развивающей, воспитательной функцией должен выполнять и профориентационную функцию. Программирование является важнейшей профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.
Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление. Цели урока: - Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
- Образовательная:
- сформировать представление о принципе работы условного материала
- сформировать навыки программирования в среде TP
- Развивающая:
- формирование ИКТ- компетентности;
- развитие алгоритмического мышления.
- Воспитательная: способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Оборудование: - Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Презентация;
- Карточки - задания.
- Анкета по рефлексии.
Структура урока: - Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.
- Объяснение нового материала.
- Первичное закрепление нового материала
- Выполнение заданий.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Ход урока Основное содержание учебного материла | Деятельность учителя | Деятельность ученика | - Организационный момент
| | Проверяет готовность к уроку. Раздает карточку - заданий. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | - Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
| Презентация. Слайд 1. Ученики дают подробные пояснения к ответам. | Читает заданиеКакие числа относятся к типу Integer Real - Исправь ошибки в программе
Program 2 pr; Var b,s: real; Begin Writeln (Введите числа b и с) Readln( b,c); A=b+c; Write ln ( ‘a=’,a); End. - Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:
х2+2ху-у2 - Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык
Sqrt(x)*3 – (a+2)/b | Ученики выполняют задания, ответ записывают в путевой лист. - Program pr;
Var a, b,s: real; Begin Writeln (‘Введите числа b и с’); Readln( b,c); A=b+c; Write ln ( ‘a=’,a); End. - SQR(x) +2*x*y –SQR(y)
- 3*x2 -
| Работа с интерактивной доской. Приложение 1 (Приложение можно взять у автора). Ученики выходят к доске, выполняют задание, делают пояснения. | Проверка задание. | Работа в паре. Меняются с соседом тетрадями. Оценивают работу. | - Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.
| Показ презентации. (Слайд 2), ученики дают подробные пояснения к ответам. | - Задает вопросы:
- Для решения какой задачи составлена программа.
- Приведите пример, когда программа не будет работать. Объясните почему?
- Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел.
- Почему?
- Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.
| - Отвечают на вопросы.
- Данная программа составлена для решения квадратного уравнения.
- Программа не будет работать при D< 0.
- Мы не знаем, как можно в Паскале реализовать условную функцию.
- Предлагают свои варианты темы урока:
- Условная функция. Ветвление.
- Формулируют цель:
узнать как выглядит условный оператор, научиться решать задачи с ветвлением. Записывают тему урока и цель в тетрадь. | - Первичное восприятие нового материала.
| Показ презентации. Показ слайда 4. | Знакомит учащихся с условным операторомУсловные операторы позволяют выбирать для выполнения те или иные части программы в зависимости от некоторых условий. Если, например, в программе используются вещественные переменные x и z, и на каком-то этапе решения задачи требуется вычислить z=max(x, y), то желаемый результат получается в результате выполнения либо оператора присваивания z:=x, либо оператора присваивания z:=y. Поскольку значения переменных x и y заранее неизвестны, а определяются в процессе вычислений, то в программе необходимо предусмотреть оба эти оператора присваивания. Однако на самом деле должен выполниться один из них. Поэтому в программе должно содержаться указание о том, в каком случае надо выбирать для исполнения тот или иной оператор присваивания. Это указание естественно сформулировать с использованием отношения x>y. Если это отношение при текущих значениях x и y справедливо (принимает значение true), то для исполнения должен выбираться операт...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.20 | Просмотров: 3378
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|