Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Поэт и любовь - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Поэт и любовь


Автор(ы): Кравченко Наталья Дмитриевна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Показать богатство, полноту и красоту человеческих чувств в лирике Пушкина
  2. Развивать умение и навыки анализа лирического произведения.
  3. На примере поэзии Пушкина показать детям красоту человеческих отношений.
Оборудование:
  • телевизор,
  • проигрыватель,
  • кассета,
  • пластинки,
  • репродукции картин,
  • оформление доски.
Тип урока – интегрированный.
Методы и приемы: беседа, рассказ учителя, выразительное чтение, просмотр фильма, прослушивание романсов и анализ текстов стихотворений.
Ход урока
I. Орг момент.
II. Вступительное слово учителя № 1.
Первая любовь в жизни человека - пора особая, удивительная, чудесная. Но это время первых глубоких страданий, светлых слез, надежд и разочарований. Открыв томик стихов Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, безумных волнений и чувств.
Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. В его стихах звучит музыка любви …
Слушается романс или отрывок “Евгений Онегин”, обсуждение прослушанного произведения. В ходе выступлений ребята обращают внимание на портреты- женщин, которым посвятил А.С. Пушкин свои стихи.
Ученик читает и анализирует стихотворение “Ты и Вы” ( стр.124)
Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей, с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
- Это стихотворение посвящено Олениной Анне Алексеевне (просмотр фрагмента фильма), которой был увлечен поэт, и даже сделал ей предложение, но получил отказ от матери. Пушкин замкнулся, несколько месяцев молчал.
Душа же работает, стонет, переплавляет удар. Так рождается новое стихотворение.
Ученик анализирует и выразительно читает: “Я вас любил …” ( стр.158)
Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется, но в этом стихотворении чувство героя тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем.
Светлая печаль вызвана безответной сильной любовью. Недаром он вновь повторяет: “Я вас любил…”, раскрывая свое сердце перед не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь.
Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дорог, он желает ей полного счастья: “как дай вам бог любимой быть другим…”
Преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения.
Благородство чувств, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и чарующе музыкально.
Ребятам предлагается прослушать романс “Я вас любил”
Учитель
. О любви Пушкин писал всю жизнь. Темпераментный стих раскрывает любовь поэта во всем ее многообразии. Стихотворение “ Я помню чудное мгновение” обращено к Анне Петровне Керн (просмотр фрагмента фильма).
Стихотворение читает и анализирует ученик.

Племянницу Осиповой - Керн, Пушкин впервые встретил в доме Олениных в 1819 году, затем она летом 1825 года гостила у Осиповой в Тригорском. В день ее отъезда поэт вручил ей свои стихи.
Для А.С. Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений.
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы проходят в движения.
Но не только любовной теме посвящено это стихотворение. Облик героини предельно обобщен: “гений чистой красоты”, “голос нежный”, “милые черты” - такими определениями можно наделить любую красивую женщину, сделав ее эталоном женской красоты.
В стихотворении прослеживается опоэтизированная жизнь самого поэта. Тема очарования красотой совмещается с другой - темой творческого вдохновения, содержит в себе глубокие раздумья о жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия, которое выражено в некую идею заключительной строфы.
Учитель. В 1826 году А.С. Пушкин написал стихотворение “Признание” Оно посвящено Александре Ивановне Осиповой.
Здесь мы видим еще одно своеобразное проявление чувства, героиня не имеет имени – это обобщенный образ: для А.С. Пушкина – романтика важна буря переживаний и страстей, кипящих в душе. Стихотворение и чувства сливаются в один порыв страсти.
Ученик. Выразительно читает стихотворение “Признание”
Учитель Поэт прекрасно чувствовал природу. Поэтому часто переживания лирического героя в его стихах происходят на фоне пейзажа. Романтическая любовь, таинственная страсть лирического героя изображена в сочетании с южной экзотической природой.
В стихотворении “Ненастный день потух” (стр.17, 2т.) унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу. Воспоминания заставляют лирического героя вновь переживать чувство обжигающей страсти к возлюбленной. В строчках поэта все: и трепетное первое чувство, и печаль от неразделенной любви, и горечь разлуки, и страсть, и расставание.
Выразительное чтение стихотворения.
Учитель. Одно из первых и лучших любовных стихотворений Пушкина Михайловского периода – “Желание славы”
Чтение стихотворения и анализ. ( стр.42)
Посвящено оно Елизавете Воронцовой, которую Пушкин любил, которая на прощание, при отъезде его из Одессы, подарила ему свой перстень. Стихотворение связано с конкретной любовной ситуацией.
В стихотворении все неповторимо и хорошо и необычная трактовка темы: “Желаю, славы я, чтоб именем моим окружена была”, и волнующая музыка стиха, и удивительная правда...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1380

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340