Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэт и любовь
Автор(ы): Кравченко Наталья Дмитриевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Показать богатство, полноту и красоту человеческих чувств в лирике Пушкина
- Развивать умение и навыки анализа лирического произведения.
- На примере поэзии Пушкина показать детям красоту человеческих отношений.
Оборудование: - телевизор,
- проигрыватель,
- кассета,
- пластинки,
- репродукции картин,
- оформление доски.
Тип урока – интегрированный. Методы и приемы: беседа, рассказ учителя, выразительное чтение, просмотр фильма, прослушивание романсов и анализ текстов стихотворений. Ход урока I. Орг момент. II. Вступительное слово учителя № 1. Первая любовь в жизни человека - пора особая, удивительная, чудесная. Но это время первых глубоких страданий, светлых слез, надежд и разочарований. Открыв томик стихов Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, безумных волнений и чувств. Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. В его стихах звучит музыка любви … Слушается романс или отрывок “Евгений Онегин”, обсуждение прослушанного произведения. В ходе выступлений ребята обращают внимание на портреты- женщин, которым посвятил А.С. Пушкин свои стихи. Ученик читает и анализирует стихотворение “Ты и Вы” ( стр.124) Пустое вы сердечным ты Она обмолвясь заменила, И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила Пред ней задумчиво стою; Свести очей, с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! - Это стихотворение посвящено Олениной Анне Алексеевне (просмотр фрагмента фильма), которой был увлечен поэт, и даже сделал ей предложение, но получил отказ от матери. Пушкин замкнулся, несколько месяцев молчал. Душа же работает, стонет, переплавляет удар. Так рождается новое стихотворение. Ученик анализирует и выразительно читает: “Я вас любил …” ( стр.158) Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется, но в этом стихотворении чувство героя тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана безответной сильной любовью. Недаром он вновь повторяет: “Я вас любил…”, раскрывая свое сердце перед не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дорог, он желает ей полного счастья: “как дай вам бог любимой быть другим…” Преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и чарующе музыкально. Ребятам предлагается прослушать романс “Я вас любил” Учитель. О любви Пушкин писал всю жизнь. Темпераментный стих раскрывает любовь поэта во всем ее многообразии. Стихотворение “ Я помню чудное мгновение” обращено к Анне Петровне Керн (просмотр фрагмента фильма). Стихотворение читает и анализирует ученик. Племянницу Осиповой - Керн, Пушкин впервые встретил в доме Олениных в 1819 году, затем она летом 1825 года гостила у Осиповой в Тригорском. В день ее отъезда поэт вручил ей свои стихи. Для А.С. Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы проходят в движения. Но не только любовной теме посвящено это стихотворение. Облик героини предельно обобщен: “гений чистой красоты”, “голос нежный”, “милые черты” - такими определениями можно наделить любую красивую женщину, сделав ее эталоном женской красоты. В стихотворении прослеживается опоэтизированная жизнь самого поэта. Тема очарования красотой совмещается с другой - темой творческого вдохновения, содержит в себе глубокие раздумья о жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия, которое выражено в некую идею заключительной строфы. Учитель. В 1826 году А.С. Пушкин написал стихотворение “Признание” Оно посвящено Александре Ивановне Осиповой. Здесь мы видим еще одно своеобразное проявление чувства, героиня не имеет имени – это обобщенный образ: для А.С. Пушкина – романтика важна буря переживаний и страстей, кипящих в душе. Стихотворение и чувства сливаются в один порыв страсти. Ученик. Выразительно читает стихотворение “Признание” Учитель Поэт прекрасно чувствовал природу. Поэтому часто переживания лирического героя в его стихах происходят на фоне пейзажа. Романтическая любовь, таинственная страсть лирического героя изображена в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении “Ненастный день потух” (стр.17, 2т.) унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу. Воспоминания заставляют лирического героя вновь переживать чувство обжигающей страсти к возлюбленной. В строчках поэта все: и трепетное первое чувство, и печаль от неразделенной любви, и горечь разлуки, и страсть, и расставание. Выразительное чтение стихотворения. Учитель. Одно из первых и лучших любовных стихотворений Пушкина Михайловского периода – “Желание славы” Чтение стихотворения и анализ. ( стр.42) Посвящено оно Елизавете Воронцовой, которую Пушкин любил, которая на прощание, при отъезде его из Одессы, подарила ему свой перстень. Стихотворение связано с конкретной любовной ситуацией. В стихотворении все неповторимо и хорошо и необычная трактовка темы: “Желаю, славы я, чтоб именем моим окружена была”, и волнующая музыка стиха, и удивительная правда...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1380
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|