Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Влияние мелкой моторики на развитие речи учащихся с сочетанным дефектом - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Влияние мелкой моторики на развитие речи учащихся с сочетанным дефектом


Автор(ы): Коновалова Татьяна Григорьевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение
Опыт проводится в условиях Барнаульской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната для детей с нарушением опорно-двигательною аппарата Наблюдения проводятся во вспомогательном звене. Автор опыта Коновалова Т.Г, - учитель русского языка и литературы. Стаж педагогической работы 28 лет, в данной школе 8 лет.
При ДЦП ведущим средством реабилитации является кинезотерапия (лечение движением). Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, (схема. Влияние мелкой моторики на развитие речи». У наших детей мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются
Для отслеживания результатов работы мною разработаны диагностические карты на каждого ребенка и критерии оценки работы детей по каждому направлению. Результаты фиксируются два раза в год.
Тренажерами для развития мелкой моторики кистей рук являются различные подручные средства, бросовый материал: пробки от бутылок, флаконов, проволока, фольга, различные шнурки, тесёмки и т.д.
Технология опыта
а) РАБОТА КОРРЕКЦИОННОЙ СТУДИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
Дети, с которыми я занимаюсь бисероплетением, пришли в школу после надомного обучения. Они были очень нетерпеливы, неусидчивы, невнимательны, несамостоятельны...
Их речь неразвита, скудна по своему словарному запасу, ответы на вопросы односложны. Много трудностей и во время письменных работ. Среди них можно выделить три основных:
- трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;
- трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
- комплексные трудности.
Итак, и устная, и письменная речь не развиты. А ведь развитая речь - это взаимопонимание, умение самовыразиться, адаптация в обществе (см. схему «Влияние мелкой моторики на организм» (рисунок 1).
Развитая рука - развитая речь!
Чтобы помочь моим детям в развитии рук, я решила заняться с ними бисероплетением. Бисероплетение - один из старинных и достаточно
распространенный вид народного творчества. В настоящее время этот вид творчества переживает новый этап своего развития.
Техника бисероплетеиия требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.
Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.
Азы этой «науки» может освоить любой человек, но для этого необходимо большое терпение. А его-то как раз и не хватает у моих ребят, но они очень любят копировать других людей. И я поняла, что это хороший способ научить ребят многим вещам – от выполнения элементарного нанизывания бисера до произнесения звуков и слов.
Толя. Т. и Толя. К. не хотели заниматься бисероплетением. Саша занимался не очень охотно, лишь Вероника и Егор все делали с желанием. Зная, что даже на ранних этапах развития ребенка неправильно всегда давать ему в руки только то, что он хочет, была очень настойчива в своих требованиях к бисероплетению. Но я знаю и другое; дети охотнее занимаются, когда это доставляет им удовольствие. Узнав, что Толя Т с удовольствием наблюдает за рыбками в аквариуме, предложила сплести рыбку. Этот момент был поворотным Толя сделал с удовольствием свое изделие, захотели добиться такого результата и остальные ученики.
Чтобы .занятия не надоели, вношу какие-либо изменения, делаю их более увлекательными, это вызывает у детей новый интерес.
Занимаемся под музыку. Параллельно бисероплетению обогащаем свой словарный запас, комментируя действия. (рисунок 2)
Пусть ребенок сделает что-то сам. Это «золотое правило реабилитации». Я
даю возможность сделать изделие самому, поддерживая и поощряя, но помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому довести до конца дело.
Дети умеют разбираться в схемах изделий. Выполняя изделие, нужно постоянно считать, контролировать выбор цвета, поэтому учимся пользоваться веером цветов.
В начале занятий обязательна гимнастика для кистей рук, в ходе занятий - для глаз.
Кроме того, что дети выполняют самостоятельно какое-либо изделие, учатся комментировать свои действия, они получают радость, наслаждение, удовлетворение от результатов своего труда.
А для меня самое главное, что у них постоянно находятся в работе указательный и большой пальцы, влияющие на работу речевых центров мозга. Постепенно исправляется почерк ребенка, появляются скорость и правильность письма, расширяется словарный запас.
Дети легче оформляют свои высказывания, дают более полные ответы на вопросы.
б) Коррекционная работа по развитию мелкой моторики при обучении грамоте.
Тема «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук» получила свое продолжение на уроках русского языка Начинаю урок организационным моментом. Продолжительность которого 1-2 минуты. Цель этого этапа - сконцентрировать внимание учеников на учителе, настроить их на учебную деятельность. На организационном моменте включ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1657

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340