Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-путешествие с использованием информационных технологий на уроках географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-путешествие с использованием информационных технологий на уроках географии


Автор(ы): Богодарова Фарида Анваровна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
(6 класс)
Задачи:

1) разобрать с учащимися новые термины и понятия;
2) начать формирование у учащихся представлений и знаний о населении Земли, происхождении человечества, его размещении, расовом составе и расовых проблемах;
3) показать учащимся ошибочность теории о превосходстве одной расы над другой;
4) продолжить формирование умения работать с таблицей.
Оборудование:
физическая и политическая карты мира, таблицы на каждого учащегося, мультимедиа или компьютер (презентация), контурная карта мира (для составления схемы расселения древних людей), аудиомагнитофон, портрет Н. Н. Миклухо-Маклая, книга о его путешествии.
Форма: урок-путешествие.
ХОД УРОКА

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на лайнере в разные части света. Во время нашего путешествия мы будем знакомиться не только с основными расами, их признаками и заполнять таблицу, а также выясним влияют ли расовые признаки на интеллект и физическое развитие человека.
Учитель – стюардесса…
А что? Это звучит!
Наш класс – огромный лайнер
Турбинами гудит.
Ребята, пристегнитесь!
Сейчас мы полетим
По континентам, странам,
Познать мы мир хотим.
Я расскажу в полете,
Вниманье, класс шестой!
Где, кто живет на нашей
Планете небольшой.
Ещё узнаем с вами
Про появленье рас.
И расовые признаки
Я объясню сейчас.
Что это? Ребята, вы чувствуете, как нас трясет? Это, наверно, наш лайнер попал в воздушную яму!!!
Мы со стремительной скоростью попадаем на 5 млн. лет назад. Потому что в это время произошло отделение ветви человеческих предков от предков обезьян. Приблизительно 30-40 тыс. лет назад возник современный биологический вид – человек разумный (homo sapiens).
(В это время проецируется схема расселения древнего человека из презентации).
И появился этот человеческий вид на материке Африка, в центральной части. Именно оттуда начинает распространяться жизнь на Земле. (На схеме учитель показывает стрелками распространение древнего человека из презентации).
Я предлагаю вам открыть свои контурные карты и обозначить стрелками распространение древнего человека.
За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения. Шел естественный отбор: выживали и давали потомство организмы, наиболее приспособленные к особенностям природы (климату). Какой компонент природы является основным в изменении климата? (Солнечный свет и тепло). И стали формироваться расы – группы людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству. (Записывают определение в тетрадь). Как появился сам термин “раса”, точно не установлено. Возможно, от арабского слова “рас” - голова, начало, корень. А может от итальянского “razza” -племя.
А скажите мне, пожалуйста, по каким внешним признакам отличаются люди друг от друга? (Цвет кожи, волос, глаз и т.д.)
Правильно, именно по таким признакам, а мы их назовем расовые, отличаются группы людей. В конце концов, сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, монголоидная, негроидная или экваториальная. Некоторые ученые выделяют другую классификацию:
1) европеоидная,
2) монголоидная,
3) американоидная,
4) негроидная,
5) австралоидная.
(Звучит музыка “Немецкий вальс”, учитель говорит на фоне музыки, проецируется картинка с представителем европеоидной расы).
Итак, дамы и господа! Наш лайнер пролетает над Европейской частью материка Евразия. Откройте, пожалуйста, стр.157 в учебнике, найдите пункт 1, прочитайте (работа с учебником). Скажите, где проживают представители европеоидной расы? (Европа, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Северная Африка, Юго-Западная Азия, север Индии). Учитель показывает на карте полушарий ареалы распространения европеоидных рас.
Т.к. ареал распространения этой расы очень большой, и климат там разнообразен, расовые признаки будут различными. Поэтому европеоидная раса имеет две ветви:
- северная ветвь – светлая кожа, волнистые и светлые волосы;
- южная ветвь – смуглая кожа, прямые и темные волосы.
(Заполняется таблица по ходу беседы учителя). Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, т.к. в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.
(На фоне китайской мелодии проецируется изображение представителей монголоидной расы).
Наш лайнер пролетает над Азией. (Работа с текстом учебника).
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаз от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат, реже болеют конъюнктивитом. Естественный отбор играл важную роль и в распределении некоторых признаков, например, среди монголоидной расы много людей с третьей группой крови. Исследования показали, что люди с этой группой крови реже заражаются оспой и легче её переносят.
Скажите, ребята, почему разрез глаз становится уже? (Из-за пыльных и снежных бурь). Продолжают заполнять таблицу.
Физминутка.
Ребята, в Азии действительно очень жарко (машет ладонями как веером), вам тоже, ну тогда помашите вместе со мной. Ой, кто это? Караван верблюдов. Встаньте, посмотрите внимательно. Что это за мошки над головой? Машите, пусть улетают! Ну, вот и замечательно, присаживайтесь.
(На фоне африканской мелодии проецируется представитель негроидной расы).
Наш лайнер продолжает полет, мы в Африке. (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы). Можно предположить, что особенности негроидов и австралоидов складывались под влиянием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды и австралоиды могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку”. Карий цвет волос выполняет, вероятно, такую же роль. Аналогично объясняются и особенности строения носа (большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха, широкий нос), а также утолщенные губы.
О появлении рас существует легенда. Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из пе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.21 | Просмотров: 1810

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340