Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-состязание по теме: Русская равнина - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-состязание по теме: Русская равнина


Автор(ы): Никифоркина Татьяна Васильевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Закрепить знание номенклатуры по Русской равнине.
  2. Продолжить формирование умений работать с контурными картами.
  3. Продолжить формирование умений находить взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе.
  4. Закрепить знания основных географических понятий по теме.
  5. Используя отрывки из произведений художественной литературы, продолжить формирование интереса к чтению художественной литературы.
  6. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её ресурсам.
Оборудование:
  1. Физическая карта “ Восточно-Еропейская равнина”.
  2. Атласы по географии.
  3. Рабочие тетради по географии на печатной основе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда садится за отдельные столы. Выбираются капитаны команд.
За каждым столом – чистые листки бумаги, по 2 атласа, 1 рабочая тетрадь.
Деятельность учителя.
Учитель: Мы с вами закончили изучение крупного региона России – Русскую или Восточно – Европейскую равнину. Отсюда шло расселение славян по России, здесь мы с вами живем, приблизительно по такому же плану будем в дальнейшем изучать другие районы.
И сегодня, соревнуясь, мы вместе с вами выясним, как вы усвоили эту тему.
Каждой команде будет предложено несколько заданий. Каждое задание оценивается оценкой в 5 баллов.
Задания могут быть даны одинаковые для обеих команд или разные, но подобные для каждой команды.
При оценке ответов будет учитываться:
А) количество правильных ответов, в некоторых случаях скорость ответов;
Б) умение работать по карте атласа и контурной карте..
Ответы будут устные и письменные. Ответ готовите все вместе, отвечает кто – либо один из каждой команды. Результаты ваших ответов будет оцениваться жюри.
1 Задание. Найдите соответствие.
А)
  1. Платформа
  2. Щит.
  3. Овраг.
  4. Эрозия.
  5. Суховей
  6. Гнус.
  7. Полесье.
  8. Солончак.
  9. Морена.
  10. Заповедник.
Текст.:
  1. Горячие, сухие ветры.
  2. Скопление, обломочных горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.
  3. Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из –под тающего древнего ледника.
  4. Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность.
  5. Участок территории, на котором сохранился в естественном виде весь ПК.
  6. Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.
  7. Обширные области земной коры, отличающиеся относительной устойчивостью.
  8. Формы поверхности суши, представляющие Большие промоины с крупными стенками.
  9. Места выходов кристаллического фундамента на поверхности земли
  10. Огромное количество комаров и мошек.
(Ключ: 7, 9, 8, 6, 1, 10, 3, 4, 2, 5.)
Задание 2. (Учитель каждой команде даёт карточки с заданиями).
Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.
1-я карточка. Тундра.
А) сфагнум, брусника, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, голубика, ягель, тюльпан, клевер.
Б)куропатка, гусь, лемминг, суслик, песец, олень, сова, утка, волк, кулик, верблюд, чайка, комар.
2-я карточка. Тайга.
А) ель, берёза, осина, фикус, можжевельник, брусника, черника, абрикос, земляника, малина, осока, ландыш, сосна, лиственница, эвкалипт.
Б) медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха. белка, волк, синица, дрофа, сова, дятел, поползень.
3-я карточка.. Степь.
А) ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.
Б) заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок, хорь, ящерица, поползень, кузнечик.
3 задание.
Вопрос 1-й команде.
Учитель. О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?
“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.
(Степь. Засуха в степи).
Учитель. Вопрос 2-й команде.
К какой зоне относится описание, сделанное Н. Мантейфелем Б. Жадовским? Какие это деревья и почему они не дают тени?
“Целый день можно бродить среди старых корявых деревьев и не встретить в лесу ни птиц, ни зверя. Кругом могильная тишина. Не слышно пения птиц, не стрекочут кузнечики, даже шума листвы не услышите. Только в сильный ветер слышится в лесу скрип ветвей да своеобразный шорох песка, ударяющего о древесные стволы. В лесу нет спасительной тени и деревья не дают отдыха утомлённому путнику. Другое впечатление составляет этот лес, если случится в нем переночевать в лунную ночь. Если нет ветра, множество разных живых существ, от змей и черепах, до жучков и скорпионов вдоль и поперек разрисовывают пески самыми причудливыми следами”.
(Саксауловые леса в зоне пустынь и полупустынь. Членистые побеги и листья саксаула в виде чешуек и бугорков не дают тени).
4-е задание.
Учитель.: А теперь немного отдохнем. На доске написано несколько предложений. В них спрятаны названия рек, озер, животных, растений, встречающихся на Русской равнине. Кто первый найдет их?
  1. У летучих мышей уши – локаторы.
  2. Осенью в лесу красовались гроздья рябин.
  3. Сплясать кадриль меньше , чем за неделю не научишься.
  4. Много бед приносит сель, скатившийся с горы.
  5. Вовка бандитов не испугался.
  6. Щенок спрятал в калоше шматочек сала.
Слово жюри: предварительные итоги.
6-е задание.
1-й команде. О какой реке написаны стихи А. Твардовским?
Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль, - семь тысяч рек.
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной. (О Волге)
Учитель: Какое еще название у этой реки? Покажите её по карте.
Вопрос 2-й команде.
По образному выражению В. Пескова, “ если бы мы захотели определить заслуги этой реки перед людьми, то самое точное слово: река-работница. Уже через 30 км. от истока она берет на плечи первую ношу – лес. И дальше эта ноша растет беспрерывно. Лес несут в реку бесчисленные притоки. И уже много веков , как только уходит лед, река до...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.22 | Просмотров: 1923

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340