Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-состязание по теме: Русская равнина
Автор(ы): Никифоркина Татьяна Васильевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Закрепить знание номенклатуры по Русской равнине.
- Продолжить формирование умений работать с контурными картами.
- Продолжить формирование умений находить взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе.
- Закрепить знания основных географических понятий по теме.
- Используя отрывки из произведений художественной литературы, продолжить формирование интереса к чтению художественной литературы.
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её ресурсам.
Оборудование: - Физическая карта “ Восточно-Еропейская равнина”.
- Атласы по географии.
- Рабочие тетради по географии на печатной основе.
Ход урока I. Организационный момент. Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда садится за отдельные столы. Выбираются капитаны команд. За каждым столом – чистые листки бумаги, по 2 атласа, 1 рабочая тетрадь. Деятельность учителя. Учитель: Мы с вами закончили изучение крупного региона России – Русскую или Восточно – Европейскую равнину. Отсюда шло расселение славян по России, здесь мы с вами живем, приблизительно по такому же плану будем в дальнейшем изучать другие районы. И сегодня, соревнуясь, мы вместе с вами выясним, как вы усвоили эту тему. Каждой команде будет предложено несколько заданий. Каждое задание оценивается оценкой в 5 баллов. Задания могут быть даны одинаковые для обеих команд или разные, но подобные для каждой команды. При оценке ответов будет учитываться: А) количество правильных ответов, в некоторых случаях скорость ответов; Б) умение работать по карте атласа и контурной карте.. Ответы будут устные и письменные. Ответ готовите все вместе, отвечает кто – либо один из каждой команды. Результаты ваших ответов будет оцениваться жюри. 1 Задание. Найдите соответствие. А) - Платформа
- Щит.
- Овраг.
- Эрозия.
- Суховей
- Гнус.
- Полесье.
- Солончак.
- Морена.
- Заповедник.
Текст.: - Горячие, сухие ветры.
- Скопление, обломочных горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.
- Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из –под тающего древнего ледника.
- Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность.
- Участок территории, на котором сохранился в естественном виде весь ПК.
- Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.
- Обширные области земной коры, отличающиеся относительной устойчивостью.
- Формы поверхности суши, представляющие Большие промоины с крупными стенками.
- Места выходов кристаллического фундамента на поверхности земли
- Огромное количество комаров и мошек.
(Ключ: 7, 9, 8, 6, 1, 10, 3, 4, 2, 5.) Задание 2. (Учитель каждой команде даёт карточки с заданиями). Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните. 1-я карточка. Тундра. А) сфагнум, брусника, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, голубика, ягель, тюльпан, клевер. Б)куропатка, гусь, лемминг, суслик, песец, олень, сова, утка, волк, кулик, верблюд, чайка, комар. 2-я карточка. Тайга. А) ель, берёза, осина, фикус, можжевельник, брусника, черника, абрикос, земляника, малина, осока, ландыш, сосна, лиственница, эвкалипт. Б) медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха. белка, волк, синица, дрофа, сова, дятел, поползень. 3-я карточка.. Степь. А) ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец. Б) заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок, хорь, ящерица, поползень, кузнечик. 3 задание. Вопрос 1-й команде. Учитель. О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов? “Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”. (Степь. Засуха в степи). Учитель. Вопрос 2-й команде. К какой зоне относится описание, сделанное Н. Мантейфелем Б. Жадовским? Какие это деревья и почему они не дают тени? “Целый день можно бродить среди старых корявых деревьев и не встретить в лесу ни птиц, ни зверя. Кругом могильная тишина. Не слышно пения птиц, не стрекочут кузнечики, даже шума листвы не услышите. Только в сильный ветер слышится в лесу скрип ветвей да своеобразный шорох песка, ударяющего о древесные стволы. В лесу нет спасительной тени и деревья не дают отдыха утомлённому путнику. Другое впечатление составляет этот лес, если случится в нем переночевать в лунную ночь. Если нет ветра, множество разных живых существ, от змей и черепах, до жучков и скорпионов вдоль и поперек разрисовывают пески самыми причудливыми следами”. (Саксауловые леса в зоне пустынь и полупустынь. Членистые побеги и листья саксаула в виде чешуек и бугорков не дают тени). 4-е задание. Учитель.: А теперь немного отдохнем. На доске написано несколько предложений. В них спрятаны названия рек, озер, животных, растений, встречающихся на Русской равнине. Кто первый найдет их? - У летучих мышей уши – локаторы.
- Осенью в лесу красовались гроздья рябин.
- Сплясать кадриль меньше , чем за неделю не научишься.
- Много бед приносит сель, скатившийся с горы.
- Вовка бандитов не испугался.
- Щенок спрятал в калоше шматочек сала.
Слово жюри: предварительные итоги. 6-е задание. 1-й команде. О какой реке написаны стихи А. Твардовским? Семь тысяч рек, ни в чем не равных, И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных, Текущих вдаль, - семь тысяч рек. Она со всех концов собрала – Больших и малых до одной, Что от Валдая до Урала Избороздили шар земной. (О Волге) Учитель: Какое еще название у этой реки? Покажите её по карте. Вопрос 2-й команде. По образному выражению В. Пескова, “ если бы мы захотели определить заслуги этой реки перед людьми, то самое точное слово: река-работница. Уже через 30 км. от истока она берет на плечи первую ношу – лес. И дальше эта ноша растет беспрерывно. Лес несут в реку бесчисленные притоки. И уже много веков , как только уходит лед, река до...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.22 | Просмотров: 1923
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|