Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Педагогический совет Инновационные подходы к профильному обучению - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Педагогический совет Инновационные подходы к профильному обучению


Автор(ы): Кондратова Галина Борисовна, учитель физики, замдиректора по МЭР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Рассмотреть инновационные подходы к профильному обучению, определить эффективность и дальнейшие пути реализации профильного образования в рамках мониторинга выполнения Программы развития школы на 2006-2010 года.
Форма проведения: урок.
Технология: модульное обучение – как перспективная технология личностно-ориентированного обучения. В модульной технологии применяются различные формы и методы обучения: возможность работать в парах и группах, общаться с коллегами, ориентация не только на учебное содержание, но и на деятельность.
Место проведения: компьютерный класс с локальной сетью и доступом Интернет.
Методическое сопровождение: методическая выставка, мультимедийные презентации, модульная карта, тест «Инновационные подходы к профильному обучению».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, кафедра, модульные карты, листы бумаги, ватманы, клей
Структура педсовета содержится в модульных картах, выданных каждому участнику педагогического совета. (Приложение 1)
Модули педсовета:
  1. Организационно-мотивационный модуль.
  2. Теоретический модуль.
  3. Практический модуль.
  4. Организационно-итоговый модуль.
Определение итогового уровня знаний и принятие решения о дальнейшем обучении проводится по результатам выполнения заданий теста «Инновационные подходы к профильному обучению» (Приложение 2), теста неоконченного предложения и написания эссе.
Формы оценок: «Спасибо!», «Молодец!», «Весьма хороший успех», «Посредственный успех», «Худой успех».
I. Теоретический модуль (представлен в виде тезисов)
1. «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» [1]
2. Профильное образование. Проблемы профильного образования. (Приложение 3)
Приоритетом современной школы является развитие предметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные. Одним из условий решения данной задачи является введение ПО, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода. Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.
Модель нашего общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные, которые определяются по выбору, склонностям учащихся.
Далее выделяются задачи ПО, определение ПО.
Профильные группы на третьей ступени и предпрофильные классы на второй ступени обучения есть форма реализации этой цели.
Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность определиться с выбором будущей профессии, поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введением ПО преследуется цель – обеспечить преемственность и непрерывность на всех ступенях обучения, старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Этапы реализации ПО:
Подготовительный этап – обновление содержания образования и его обеспечение. На этом этапе составляются учебные планы, программы, методические пособия. Проводится выбор профиля по результатам анкетирования учащихся, бесед с родителями.
Первый этап – переход на предпрофильное обучение в 8, 9 классе, где учащиеся могут пробовать свои силы на разных профилях, переходить из одной группы в другую. Условие: обязательная сдача государственного (итогового) экзамена по выбору за курс основного общего образования по профильному предмету.
Второй этап – процедура приема выпускников с предпрофильной подготовкой в профильные группы, создание профильных групп, через собеседование, тестирование, заявления родителей.
Управление ПО:
1. Стратегическое управление ПО на уровне школы осуществляет директор школы, совет школы, педагогический и методический совет. Они определяют цели и задачи школы ПО, выявляют оптимальные формы его организации, разрабатывают нормативно-правовую базу, контролируют использование ресурсов, осуществляют мониторинг результатов профильного обучения.
2. Тактическое управление осуществляют заместители директора. Они отвечают за информационную работу с учащимися 8-9-х классов, комплектование групп для изучения предметов и элективных курсов, составление учебного плана ПО по индивидуальным образовательным маршрутам, работу по ИУП, методическую разработку используемых образовательных программ и технологий, профориентационную работу с учениками 10-11-х классов.
3. Реализационное управление осуществляют педагоги, работающие в предпрофильных и профильных группах, классах, классные руководителей, психолог, библиотекарь.
Современная профильная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих подопечных. Сейчас требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами и новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира.
Профилизация является одним из наиболее позитивно оцениваемых инновационных направлений деятельности школы. ПО - это механизм, позволяющий учесть способности и интересы учеников. Вместе с тем это возможность плавного преодоления порога “школа – вуз”. Выбор профиля самими школьниками часто происходит по вполне случайным причинам, нравится не предмет, а учитель; а иногда под давлением родителей. Между тем, исследование эффективности ПО вскрыло ряд проблем:
1) Выбор профиля, чаще всего, зависит от наличия кадров, личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
На сегодняшний день пути повышения мастерства учителя в школе ПО разнообразны: работа в ШМО, консультации в методкабинете и участие в семинарах, дистанционных курсах, лекциях, творческих группах, которые в последние годы интенсивно ищут новые формы и методы работы.
2) Одна из главных проблем - увеличение количества часов на изучение предмета далеко не всегда ведет к качественному углублению знаний.
3) Распространенный аргумент в пользу профильной школы – разгрузка учащихся за счет непрофильных предметов. Однако на практике так происходит далеко не всегда.
Во-первых, учителя по непрофильным предметам часто предъявляют достаточно высокие требования из-за сокращения количества часов на базовом уровне. Учителя не могут смириться с мыслью, что их предмету отводится столь скромная роль, и продолжают за меньшее количество часов выдавать привычное им предметное содержание на прежнем уровне требований. Основной способ – увеличение домашних заданий. Это приводит к перегрузке учащихся и мешает качественному усвоению профильных курсов.
Во-вторых, известно, что нагрузка в старших классах формируется без дополнительных занятий, подготовки к ЕГЭ, а их в сумме набирается не мало, возникает учебная перегрузка.
Есть и другие проблемы, волнующие сегодня педагогов, связанные с разработкой нового содержания. Разобраться в специфике направлений педагогической деятельности, определиться с выбором и освоить выбранное направление, т.е. овладеть расширенным арсеналом педагогических средств, позволяющих по-разному работать с различными категориями учащихся,- вот основная задача педагогов в настоящий период. И эффективно эта задача может быть решена только средствами педагогического проектирования, направленного на разработку специальных средств разрешения конкретной проблемной ситуации. Работа в проектном режиме – это результат целостного самоопределения педагога, проявление его позиции. И именно от педагогического мастерства учителя и зависит, чтобы данные проблемы не возникали среди учащихся нашей школы. Поэтому необходимо рассматривать в первую очередь вопрос о личности учителя, работающего в профильных классах, способного к педагогическому поиску.
3. Образовательная среда под выбор учащегося. Индивидуальные профильные маршруты. (Приложение 4)
ПО направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения учащихся. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Одной из главных целей является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
В нашей школе с 2002 года апробированы разные формы профильного обучения: профильные группы, профильные классы. Но в условиях небольшого количества классов на старшей ступени обучения, уменьшения количества выпускников и в то же время стремление старшеклассников получить образование по разным профильным направлениям в 2004 апробирована идея организации ПО по индивидуальным учебным планам. В 2008 г. данная идея усовершенствована и принята новая модель профильного обучения.
Индивидуальный учебный план (Приложение 5) выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный профильный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа». Таким образом, реализация ИОУП направлена на самоопределение личности школьника в отношении профилирующего направления собственной деятельности. (Приложение 6) При реализации модели ПО по индивидуальным маршрутам наиболее полно решается проблема выбора, возрастает уровень мотивации учащихся по профильным предметам и уровень познавательной компетенции, создаются условия для достаточной степени свободы обучающегося, формируется самостоятельность мышления. ИПМ может быть ориентирован как на конкретный профиль, так и на универсальное обучение.
Задачи школы:
  1. Создать условия для правильного выбора ИПМ через предпрофильную подготовку
  2. Сформировать мобильные индивидуальные образовательные маршруты
  3. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах разной направленности, на практике, НОУ в 10-11 классах.
  4. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по ИПМ
  5. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по ИПМ
  6. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживания их движения по индивидуальным профильным маршрутам.
Много внимания уделяют педагоги вопросу повышения качества знаний путем применения на уроках новых методик, технологий (проектное обучение, ИКТ, дифференцированное обучение, модульное обучение, технология сотрудничества, проблемное обучение, развивающее обучение).
В связи с вышесказанным, предлагаю создать банк современных технологий и продолжить систематическое обучение педагогов новым методикам и технологиям, делая упор на индивидуальное обучение.
Для того, чтобы усилить процесс индивидуализации и дифференциации среднего образования, необходимо начинать эту работу уже с учащимися младшего звена.
4. Инновационные программы начальной школы в системе ПО (Приложение 7)
Можно ли выявить специальные способности ребёнка?
В 5-6 лет специальных способностей у ребёнка ярко не проявляется, и даже специальные методики не позволяют достоверно определить их. Психологи считают, что ранняя специализация вредна. В ребёнке есть задатки всех способностей. И если развивать только одни, например гуманитарные, то другие, такие как способность, к логическому анализу, могут так и не развиться. Ребёнок должен заниматься максимально широким кругом деятельности для гармоничного и всестороннего развития.
Выбор образовательной программы, для обучения ребенка в начальном звене действительно является проблемой, как для родителей, так и для учителей. Нужно попытаться понять какая же программа подойдёт к вашему ребёнку, к вашим детям.
Существует педагогическая система и педагогическая программа. Педагогических систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная. Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных. Все одобренные МО РФ системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.
Нет плохих или хороших программ. Каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Поэтому коротко я выделю особенности каждой программы, которые позволят ребенку успешно учиться, те качества, которыми желательно должен обладать ребенок для того, чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь.
В Новопортовской школе-интернате работает традиционная система, которая включила в себя 4 учебно-методических комплекта: «Гармония», «Школа 21 века, «Предшкольная пора», «Планета знаний», «Школа России». (Цели, особенности каждой программы)
Можно сделать вывод, что образовательные программы, используемые в школе первой ступени соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта общего образования и являются основой для развития способностей и склонностей учащихся.
5. Способы оценивания в инновационном (профильном) обучении. Карта индивидуальной оценки деятельности. (Приложение 8)
Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования. Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Совершенно очевидно, что оно вызвано несовершенством существующей системы оценки знаний, не отвечающей требованиям сегодняшнего дня.
Вектор современного подхода к обучению — его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.
Традиционная оценка выполняет ряд функции:
  • оценивание знаний;
  • средство отношения учителя к ученику;
  • наказание за ошибки;
  • «кнута и пряника»;
  • наказ за плохое поведение;
  • дифференциация на средних, хорошистов, двоечников;
  • выражение власти над учеником.
В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Можно выделить две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки:
а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения;
б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно, на основе формирования ключевых компетенций).
На страницах прессы и в научных и педагогических коллективах активно обсуждается возможность замены отметок другими формами оценки. В начальной школе таким подходом является безотметочное оценивание, в старшей школе в дополнение к существующей отметке – разработка учебного “Портфолио” ученика.
Оценка знаний учащихся важна и необходима, поэтому в педагогике оценка действует постоянно. Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок по пятибалльной системе, 100-балловая система на ЕГЭ до показателей и коэффициентов по тестам.
Оценка
  • это мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры;
  • показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определённой деятельности;
  • средство социального утверждения, показатель продвижений и успехов в учёбе.
В свете модернизации российского образования нельзя не обратить внимания на те проблемы, которые связаны с оценкой деятельности учащихся, особенно в тех случаях, когда оценка не стимулирует, а наоборот, тормозит процесс развития ребёнка.
Никакой метод измерения не может обеспечить абсолютной его точности, всегда возникает ошибка. Анализ опыта показывает, что существуют многочисленные источники ошибок: и недостаточная компетенция оценивающих, и их субъективные установки, и неполная информация о работе оцениваемых, и несовершенство используемых методов, и многое другое. Можно выделить несколько типов наиболее распространенных ошибок:
  • Строгость - оценка ниже заслуженной.
  • Мягкость - оценка выше заслуженной.
  • Центризм - усреднение, сведение к середине диапазона.
  • Эффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности.
  • Эффект недавности, свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период.
Здесь перечислены основные, но, к сожалению, не все существующие ошибки оценивания. Вновь возникает необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, в центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления; что требует нового подхода - обучения учащихся самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся, а это предполагает изменение философии оценки.
Изменение философии оценки видится в следующей системе проекций:
  1. Дискретность - непрерывность.
  2. Фрагментарность - системность.
  3. Единичность - множественность.
  4. Количественность - качественность.
  5. Жесткость — гибкость.
  6. Искусственность — естественность.
  7. Оценка - самооценка.
В условиях инновации надо оценивать достижения учащегося по другому, т.к. простая цифровая отметка не может «схватить» к примеру, умение работать в группе или степень выражения личностного отношения к какой-либо проблеме. Можно ли оценить сохранение или развитие уникальности каждого в «5» баллах? Нет. Поэтому значимыми становятся такие формы оценки: самооценка (использовать регулярно самому), взаимооценка (приобщать других к оцениванию своего результата), рефлексия. Оценивать надо человеческую личность, но нестандартными отметками, особыми способами, которые позволят зафиксировать личностные изменения. Оценка – это не только функция контроля результатов и подведение итогов, а еще и средство стимулирования, улучшение качества достижения.
Система инновационного ПО должна обеспечить не только усвоение школьниками знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и социальную ориентацию и адаптацию личности. Следовательно, оценка деятельности учащего должна учитывать содержание ПО и включать в себя такие компетенции, которые обеспечивают интеграцию предметных знаний и навыков практической деятельности школьников в сфере самообразовательного и социального опыта. Те качества, которые развиваются в ходе данной деятельности, можно назвать образовательными компетенциями.
Педагогические технологии ПО в этом аспекте предполагают формирование определенной совокупности умений и навыков, без овладения которыми трудно рассчитывать на успешное функционирование в будущих условиях жизнедеятельности (обучение в учреждениях профессионального образования или работа). Педагогические технологии ПО обеспечивают формирование образовательн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.23 | Просмотров: 3265

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340