Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Методическая разработка классного часа Поговорим об ответственности
Автор(ы): Андреева Лариса Васильевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности. Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. Оборудование: Таблички с высказываниями, с определением юридической ответственности, видами ответственности, со случаями для определения вида ответственности. Тест для каждого учащегося. Листы с интерпретацией теста и рекомендациями. Таблица для каждой группы с зашифрованным словом. Ход классного часа. Класс делится на 3 группы “случайным” образом (по цветам, по частям одной картинки и т.д.). 1. Самоопределение к деятельности. - Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё. - А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю небольшую разминку. 2. Актуализация знаний. – На доске вывешены слова: 1) юридическая; 2) уголовная; 3) административная; 4) гражданско-правовая; 5) дисциплинарная. – Работая в группах, найдите закономерность и расшифруйте слово. 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 5 | 3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 4 | 1 | 3 | | 5 | 8 | 14 | 7 | 8 | 3 | 8 | 6 | 7 | 7 | 9 | 10 | 8 | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | ь | (Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово (первая цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова)) - Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат). 3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. – Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема – “Ответственность”). – К этой теме есть очень хорошие высказывания. (учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями: 1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”. Сенека. 2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”. Цицерон. 3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”. Ф.Шиллер). - А сейчас каждая группа через 1 минуту попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?” (выслушиваются ответы каждой группы) - Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность). - Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на доске – табличка с определением): Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом. 4. Первичное закрепление. - Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске): 1. Каких видов бывает юридическая ответственность? 2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить? 3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится? - Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой группы). - Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная). - Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. - Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно исправить). Давайте заполним их вместе. (Каждая группа называет, а учитель записывает на доске. Например, непоправимые - убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение; житейские – опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.) - Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно. - Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося). - Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. - Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений) - Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка? - Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры. - Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения). - Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения. 5. Самоконтроль. - А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями) 1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях: а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная) б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная) в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая) г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная) 2. Какие чувства побудили к данным поступкам: а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания) б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл? (зависть к красоте и молодости Ивана) в). Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы) - Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под видами ответственности) - Что вы можете сказать по второму заданию? (выслушиваются варианты ответов) 6. Включение в систему знаний и повторение. - А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации) Тест “Ваше чувство ответственности”. Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам: 1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1796
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|