Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка по теме Имя существительное, 4-й класс
Автор(ы): Татуревич Нинель Владимировна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ: - Углубление знаний об имени существительном как части речи.
- Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное.
- Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
- Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.
I. Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей) - А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями) - А вы поможете мне провести такой урок? (Да, поможем) - Что самое главное мы должны делать на уроке? (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться) II. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2 из приложения). - Сегодня у нас урок – путешествие в город Имени Существительного. Путеводителем для нас станет карта города Существительного III. Работа по теме урока. – На чем же мы отправимся в наше путешествие? Сейчас мы попробуем отгадать. 1) Игра “Светофор” (да – зелёный, нет – красный) (Слайд № 3,открываем по буквам) - Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет) - Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да) - Имя существительное изменяется по родам. (Нет) - У него 5 склонений? (Нет) - 6 падежей? (Да) - Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет) - Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да) - В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет) - На чем мы отправимся в путешествие? (Троллейбус) - Запишите в тетрадь слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Что вы скажете о слове троллейбус? (Существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч.) 2) Послушайте стихотворение, найдите имена существительные. (Слайд № 4) Есть на речке на Чернильной Город сказочный, не пыльный. С незапамятных времен Существительным зовется он. В этом городе живет Удивительный народ. Он трудом своим полезен, Он бывает, строг и весел, Обозначит вмиг предмет, Что живой он или нет. Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принес? Изменяется по числам, падежам, Помогает этим самым мне и Вам! - Выпишите имена существительные. Сколько существительных выписали? Речка, город, существительное, народ, труд, предмет, число, падеж. (Слайд № 5) 3) Улицы собственных и нарицательных. (Слайд № 6) - Поехали. Первая остановка на улицах Собственных и Нарицательных. - На какой улице живут существительные, которые мы записали? (Нарицательных) - Какие из этих слов можно поселить на улицу Собственных? - К нарицательному существительному ГОРОД подберите имена собственные, отгадав ребусы. (Д. – Воронеж, М. – Тула) - Назовите особенность написания имен собственных? (Всегда с большой буквы независимо от места положения) ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные. - Какой это признак существительного? (постоянный). 4) Побываем еще на двух улицах города. (Слайд № 7) Существительного: Одушевленные и Неодушевленные. Назовите одушевленные существительные (народ) - На какие вопросы отвечают одушевленные существительные? Неодушевленные? 5) - Посмотрите на фотографии. (Слайд № 8) Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные? - Какой это признак существительного? (постоянный). ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевленные, либо неодушевленные. 6) Отправляемся на площади м.р, ж.р, ср.р. (Слайд № 9) - Как определить род существительного? ж.р. | м.р. | ср.р. | она, моя | он, мой | оно, моё, | -а, -я, _ | -а, -я, _ | -о, -е | - Определите род сущ., которые мы записали. Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р. - Как определить род существительного? (По окончанию и вспомогательным словам). - Какой это признак существительного? (Постоянный) 7) Теперь отправляемся в парки склонений. (Слайд № 10) Почему улицы так пересечены? (к 1 склонению относятся существительные ж. р. И м.р. с окончаниями а, я) (ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о, -е) (к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием). Физкультминутка Мы идем, мы идем, По дорожке мы идем, Мы идем, мы идем, Звонко песенку поём: Ля – ля – ля! Через сугробы мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Все равно вперед идем, Смело песенку поём: Тра – та – та! А теперь на лыжи встали, Очень быстро побежали. Мчимся с горки, не молчим, А задорно так кричим: ух! - Назовите имена существительные по фотографии. (Слайд № 11) 1 группа найдите ошибки. (Слайд № 12) 2 группа определяем склонения. Приготовьте сигнальные карточки 1, 2, 3(по склонениям) Семья, дом, солнце, мебель, дружба, кровать, облачко, лес, песня, закат, ночь, дерево, мама, тень, горизонт, месяц, конь, лошадь, лошадка. - Как определить склонение? – Какой это признак существительного? (постоянный) 8) Следующая остановка “Падежный проспект” Дети рассказывают стихи: Воскликнул Именительный: - Мой именинник тот, Который изумительно Науку познает! - Того, - сказал, Родительный, Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть свое пальто. - Тому, - ответил Дательный, Плохое имя дам, Кто не любил старательно Уроки делать сам. - Того, - сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать. С тем, - заявил Творительный, - Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относиться к труду. О том, - сказал Предложный, - Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас. - Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги). Сейчас я прочитаю стихотворение, а вам надо выписать СС со словом мох: 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. (Слайд № 13) Жил старичок – моховичок Из мха он сделал пиджачок. Он валенок из мха скатал И сплел он гамачок. Он мхом зеленым укрывался, Он сочным, нежным мхом питался, Во мхе он жил и не тужил, Он мху спасибо говорил. Но был он очень одинок. Тот старичок – моховичок. - Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (Найти главное слово) Слайд № 14 - Теперь от главного слова задайте вопрос и определите падеж. СС сделал из мха, Р.п. – скатал из мха, – укрывался мхом, Т.п. – питался мхом, П.п. – жил во мхе, Д.п. – говорил мху Сайд № 15 - Пр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.24 | Просмотров: 3789
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|