Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка по теме Имя существительное, 4-й класс - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка по теме Имя существительное, 4-й класс


Автор(ы): Татуревич Нинель Владимировна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ:
  • Углубление знаний об имени существительном как части речи.
  • Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное.
  • Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  • Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?
(Ответы детей)
- А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?
(Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
- А вы поможете мне провести такой урок?
(Да, поможем)
- Что самое главное мы должны делать на уроке?
(Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)
II. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2 из приложения).
- Сегодня у нас урок – путешествие в город Имени Существительного.
Путеводителем для нас станет карта города Существительного
III. Работа по теме урока.
– На чем же мы отправимся в наше путешествие? Сейчас мы попробуем отгадать.
1) Игра “Светофор” (да – зелёный, нет – красный) (Слайд № 3,открываем по буквам)
- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
- Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
- У него 5 склонений? (Нет)
- 6 падежей? (Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет)
- На чем мы отправимся в путешествие? (Троллейбус)
-
Запишите в тетрадь слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Что вы скажете о слове троллейбус? (Существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч.)
2) Послушайте стихотворение, найдите имена существительные. (Слайд № 4)
Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Существительным зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принес?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!
- Выпишите имена существительные. Сколько существительных выписали?
Речка, город, существительное, народ, труд, предмет, число, падеж. (Слайд № 5)
3) Улицы собственных и нарицательных. (Слайд № 6)

- Поехали. Первая остановка на улицах Собственных и Нарицательных.
- На какой улице живут существительные, которые мы записали? (Нарицательных)
- Какие из этих слов можно поселить на улицу Собственных?
- К нарицательному существительному ГОРОД подберите имена собственные, отгадав ребусы. (Д. – Воронеж, М. – Тула)
- Назовите особенность написания имен собственных?
(Всегда с большой буквы независимо от места положения)
ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные.
- Какой это признак существительного? (постоянный).
4) Побываем еще на двух улицах города. (Слайд № 7)
Существительного: Одушевленные и Неодушевленные.
Назовите одушевленные существительные (народ)
- На какие вопросы отвечают одушевленные существительные? Неодушевленные?
5) - Посмотрите на фотографии. (Слайд № 8)
Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные?
- Какой это признак существительного? (постоянный).
ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевленные, либо неодушевленные.
6) Отправляемся на площади м.р, ж.р, ср.р. (Слайд № 9)
- Как определить род существительного?
ж.р. м.р. ср.р.
она, моя он, мой оно, моё,
-а, -я, _ -а, -я, _ -о, -е
- Определите род сущ., которые мы записали.
Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р.
- Как определить род существительного? (По окончанию и вспомогательным словам).
- Какой это признак существительного? (Постоянный)
7) Теперь отправляемся в парки склонений. (Слайд № 10)
Почему улицы так пересечены?
(к 1 склонению относятся существительные ж. р. И м.р. с окончаниями а, я)
(ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о, -е)
(к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием).

Физкультминутка
Мы идем, мы идем,
По дорожке мы идем,
Мы идем, мы идем,
Звонко песенку поём:
Ля – ля – ля!
Через сугробы мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем,
Смело песенку поём:
Тра – та – та!
А теперь на лыжи встали,
Очень быстро побежали.
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим: ух!
- Назовите имена существительные по фотографии. (Слайд № 11)
1 группа найдите ошибки. (Слайд № 12)
2 группа определяем склонения. Приготовьте сигнальные карточки 1, 2, 3(по склонениям) Семья, дом, солнце, мебель, дружба, кровать, облачко, лес, песня, закат, ночь, дерево, мама, тень, горизонт, месяц, конь, лошадь, лошадка.
- Как определить склонение? – Какой это признак существительного? (постоянный)
8) Следующая остановка “Падежный проспект”
Дети рассказывают стихи:
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.
О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги). Сейчас я прочитаю стихотворение, а вам надо выписать СС со словом мох: 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. (Слайд № 13)
Жил старичок – моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (Найти главное слово)
Слайд № 14
- Теперь от главного слова задайте вопрос и определите падеж.
СС сделал из мха, Р.п. – скатал из мха, – укрывался мхом, Т.п. – питался мхом, П.п. – жил во мхе, Д.п. – говорил мху Сайд № 15
- Пр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.24 | Просмотров: 3789

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340