Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения


Автор(ы): Каменкова Елена Игорьевна, заместитель директора по учебной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях”.

К. Д. Ушинский
Повышение эффективности обучения в образовательном учреждении является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится педагогу (преподавателю) . Большое значение придается умению педагога вовлечь в активную деятельность на лекции всех студентов класса. Для того чтобы добиться этого, педагог должен хорошо знать своих учащихся, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к студентам.
Особенно важно соблюдение этих положений для педагогов, у которых преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые студенты с трудом преодолевают этот барьер, не решаются говорить из боязни допустить ошибку. Это приводит к неверию в свои силы, к мнению, что именно этот предмет, изучить невозможно. Вот почему у студентов пропадает интерес к данному предмету.
Задача педагога заключается в том, чтобы убедить студентов, что каждый из них способен овладеть учебным материалом. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т. е. осуществлять индивидуальный подход в обучении учащихся.
Но понятие индивидуальный подход - очень широкое. Поэтому нам представляется целесообразным сконкретизировать нашу тему, которая может быть представлена как “Учет психодинамических свойств в организации учебной деятельности учащихся на уроках-лекциях”.
Воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения подростка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь педагог учит не абстрактного “среднего” студента, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами. Хорошо известно, как неодинаков, бывает уровень знаний учащихся, которых учит один и тот же педагог. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения педагога, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения приводит к неодинаковым успехам и переживается, оценивается детьми по-разному.
По данным психологических исследователей лишь незначительная часть студентов подростков (от 2,1% до 4,7%) не испытывает затруднений в процессе обучения. Причины этих трудностей сами подростки в первую очередь видят в самих себе, в собственных качествах – слабой памяти, недостаточном внимании, неумении думать и т. д. , а также в отсутствии воли, трудолюбия. Интересно, что и педагоги в слабой успеваемости обвиняют в первую очередь студентов, отмечая их недобросовестность, лень, безответственность. Кроме того, помимо мотивационных причин неуспеваемости учащихся педагоги называют и отсутствие способностей к обучению, то есть познавательный фактор. Именно этот фактор и будет интересовать нас.
К психологическим причинам отсутствия способностей к обучению относят недостатки познавательной деятельности, а именно – несформированность приемов учебной деятельности, недостатки развития психических и неадекватное использование подростком своих природных особенностей.
Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один: трудности в учении деморализуют студента и пагубно отражаются на его личности. Не добиваясь нужного эффекта, он приобретает опыт беспомощности; испытав неудачу в решении одной задачи, он может и остальные воспринимать как непосильные. Следовательно, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Именно поэтому неуспеваемость является вечной проблемой, главной болезнью учащихся. Решение этой проблемы и является целью индивидуального подхода.
В педагогической науке под индивидуализацией понимают “учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются”
При использовании любых форм и методов в образовательном процессе нельзя учесть все индивидуальные особенности подростков. Во внимание принимаются те их черты, которые оказываются важными в процессе обучения. Попытаемся выяснить: какие черты учащихся непосредственно влияют на процесс и успешность обучения и привлекают к себе внимание педагогов.
Во-первых, это уровень умственного развития ребенка, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых студент попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, - успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умений оперативно и адекватно отвечать на лекциях и т. д. педагог может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием студентов, и давать каждой группе задания соответствующей трудности. Однако такое качество как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей – весьма ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. И в значительной мере на развитие способностей влияют психодинамические свойства (темперамента) , о чем речь пойдет далее.
Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно ригидны, консервативны. Изменить их практически нельзя, но невозможно не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.
В первую очередь к таким особенностям относят черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому такие свойства часто называют индивидуально- типологическими (подробнее об этом мы расскажем ниже) .
Вследствие стабильности индивидуально-типологических черт с ними нельзя не считаться, их обязательно нужно принимать во внимание. Тем более что, как показывают психологические исследования, эти свойства непосредственным образом влияют на учебную деятельность.
Итак, учет как психофизиологических, так и психологических черт студентов важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда педагога. Во-первых, если педагог имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного студента, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как переживает порицание и неудачу. Знать эти качества студента – значит сделать первый шаг в организации его продуктивной работы. Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, педагог будет более эффективно трудиться сам, что освободит его от дополнительных занятий с неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы и т. д. .
В техникуме принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации. Можно выделить два разных критерия, которые лежат в основе индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижений знаний студента и 2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности.
Определить уровень достижений, то есть успехи учащегося в разных предметах, несложно. Привычно для педагога и учитывать их в работе со студентом, ориентироваться на усвоенные им знания и умения и зависящие от них возможности дальнейшего продвижения. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего педагог выбирает индивидуализацию заданий.
Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности студентов, встречается намного реже. И наиболее важным способом индивидуализации этой формы, на наш взгляд, является помощь студенту в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Они показали, как индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на почве типологических свойств, помогает человеку успешно учиться.
Что называется индивидуальным стилем деятельности? Под ним понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Если у человека выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. И помочь учащемуся найти свой индивидуальный стиль учебной деятельности – это, значит, помочь ему найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям.
Теперь нужно раскрыть сущность самого явления темперамента.
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром.
Человек не рождается уже сложившейся личностью, а становится ею постепенно. Но ещё раньше, чем человек станет личностью, у него проявляются индивидуальные особенности психики. Они устойчивы, даны человеку от рождения и образуют своеобразную психологическую почву, на которой в последствии, в зависимости от её особенностей, вырастают конкретные свойства данной личности. Эти природные свойства, есть свойства темперамента. От темперамента зависят:
1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам)
Темперамент будет проявляться в реакции человека на обстоятельства ,на события, в речи, поступках, движениях.
Не вдаваясь в историю развития учений о темпераменте, а также в полемику о правомерности обоснования и предпочтительности того или иного учения, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента, основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая была разработана И. П. Павловым:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
2. Сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик. Его нервная система характеризуется помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив, несдержан.
4. Слабый тип – меланхолик. Он характеризуется слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляется воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
В нашем техникуме мною было проведено социологическое исследование, целью которого было определить темперамент студентов. В данном исследовании участвовало 7 групп по 30 человек: Итак: из 100%:
  • 40% - холерический тип темперамента ярко выражен
  • 51% - имели смешанный тип темперамента (тип сангвиника и тип холерика)
  • 5% - где доминировал флегматический тип темперамента
  • 4% - преобладал меланхолический тип темперамента.
Задача педагога состоит в том, чтобы учитывать особенности темпераментов студентов, поручать им такие задания, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрыть их лучшие черты, в максимальной степени использовался их потенциал. Для этого мы ежемесячно проводим конференции, диспуты, тренинги, помогающие педагогам познавать для себя что-то новое, делиться своими впечатлениями, достижениями навыков и умений в процессе обучения для повышения уровня качественной успеваемости студентов.
Итак, начнем со студента с сильной нервной системой. Он чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает: ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Его также отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок больше, чем другие учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. Но студенты с сильной нервной системой не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность и проверять выполненное задание. Им скучно при повторении пройденного материала, когда педагог опрашивает других учащихся. При...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1359

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340