Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 1-м классе по теме Правописание сочетаний -чк- и -чн- - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 1-м классе по теме Правописание сочетаний -чк- и -чн-


Автор(ы): Волкова Галина Леонидовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  • формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь:
  • воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2. Установочная.
Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях......
Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка)
- А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник).
- Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.
Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания. Повторение пройденного.
- Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)
- Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе.
- Напишите букву Чч по образцу.
- А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
Запишите эти сочетания.
А сейчас очень внимательно слушаем:
Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой... а! в словах пища и свеча, туча, дача, саранча.
- Какие слова запомнили с сочетанием Ча?
- Запишем: Туча, дача. (показ на доске) Пишем. как я. Безотрывно.
- Подчеркните сочетания Ча.
В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву... У!
Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.
- Какие слова запомнили с сочетанием Чу?
- Как понимаете слово чудо? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)
- А кто такой чудак? Кого так называют? (Человек со странностями, чудной человек.)
- Запишем эти слова. Подчеркните Чу.
4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.
- Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.
Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.
- Итак, кто догадался? (ЧК)
- Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.
А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.
На доске:
ЧК ЧН
печка печник
ёлочка ёлочные
удочка сочный
- Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.
- Печка - что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)
- Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)
- Ёлочка - то же что и ель.
- Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)
- Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?
- Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?
(Арбуз, помидор и т.д.)
- Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч`]
- Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
- Есть ли у [ ч`] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
- Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Вывод: Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!
На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
- Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.
Выделите сочетания ЧК, ЧН.
- Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)
5. Закрепление.
1. А сейчас КР. Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.
Образец: Быстрая (река) речка.
- С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (без ь)
- Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем!
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Рыжие (белки.) Хитрая (лисица.) Маленькая (собака.)
- Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.
Физминутка (проводит дежурный)
2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.
(текст у каждого ученика на карточках)
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сало
Мы повесим на сучки.
- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.
- На какое правило эти слова? (ЧК)
- А на какое правило нет слов в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5106

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340