Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 1-м классе по теме Правописание сочетаний -чк- и -чн-
Автор(ы): Волкова Галина Леонидовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
- формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
- развивать внимание, наблюдательность, речь:
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы. Ход урока 1. Организационный момент. - Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь. 2. Установочная. Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях...... Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка) - А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник). - Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас. Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа. 3. Минутка чистописания. Повторение пройденного. - Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч) - Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука. Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе. - Напишите букву Чч по образцу. - А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу) Запишите эти сочетания. А сейчас очень внимательно слушаем: Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой... а! в словах пища и свеча, туча, дача, саранча. - Какие слова запомнили с сочетанием Ча? - Запишем: Туча, дача. (показ на доске) Пишем. как я. Безотрывно. - Подчеркните сочетания Ча. В сочетаньях Чу и Щу Пишем только букву... У! Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун. - Какие слова запомнили с сочетанием Чу? - Как понимаете слово чудо? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.) - А кто такой чудак? Кого так называют? (Человек со странностями, чудной человек.) - Запишем эти слова. Подчеркните Чу. 4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала. - Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали? В слове шапочка и скрыта тема нашего урока. Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании. - Итак, кто догадался? (ЧК) - Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН. А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить. На доске: ЧК | ЧН | печка | печник | ёлочка | ёлочные | удочка | сочный | - Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика. - Печка - что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.) - Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.) - Ёлочка - то же что и ель. - Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.) - Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна? - Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным? (Арбуз, помидор и т.д.) - Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч`] - Какой это звук? (Согласный, мягкий.) - Есть ли у [ ч`] парный согласный по твёрдости? (Нет.) - Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.) - Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.) - Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? Вывод: Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака! На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания? (Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!) - Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова. Выделите сочетания ЧК, ЧН. - Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.) 5. Закрепление. 1. А сейчас КР. Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу. Образец: Быстрая (река) речка. - С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (без ь) - Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем! 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | Рыжие (белки.) | Хитрая | (лисица.) Маленькая (собака.) | - Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка. Физминутка (проводит дежурный) 2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН. (текст у каждого ученика на карточках) Прилетела к нам синичка, Села прямо под окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждём. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сало Мы повесим на сучки. - Прочитайте. О ком этот текст? - О чём говорится в тексте? - Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены. - Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова. - На какое правило эти слова? (ЧК) - А на какое правило нет слов в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5106
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|