Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование индивидуальных заданий разного уровня сложности в условиях модульного изучения методики развития детского изобразительного творчества в педагогическом училище - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Использование индивидуальных заданий разного уровня сложности в условиях модульного изучения методики развития детского изобразительного творчества в педагогическом училище


Автор(ы): Патракова Лариса Александровна, преподаватель методики изо


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дисциплина Методика развития детского изобразительного творчества, являющаяся составной частью дисциплин предметной подготовки, изучается студентами специальности Дошкольное образование в течение двух лет. Для обеспечения качественной подготовки выпускников в постоянно изменяющихся социальных условиях, а также в связи предоставлением образовательным учреждениям широких прав в формировании содер-жания образования, внедрение новых технологий обучения приобретает особую важность.
Переход на новые технологии обучения обусловлен с одной стороны, необходимостью осуществления современного уровня подготовки выпускников. Сегодняшний специалист должен понимать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого профессионализма и компетентности требуется проявление таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, предприимчивость, способность в кратчайший срок адаптироваться к новым производственным условиям, потребность в самообразовании, повышении квалификации. Важным является наличие у выпускника навыков самостоятельной работы, умения приобретать, усваивать, использовать полученные знания в практической деятельности.
С другой стороны – традиционная технология обучения не обеспечивает качественную подготовку студентов по ряду причин: она ориентирована на среднего студента; набор студентов на специальность Дошкольное образование по образовательной подготовке имеет средний балл – 3,2 – 3,3; несовершенство традиционной оценки знаний. Современная система обучения позволяет студенту учиться без особых усилий, порой ничего не делать в семестре, а затем немного усилий перед экзаменами – для многих студентов это почти единственный способ усвоения знаний, отсутствие учета личности студента, мотивации его деятельности. Не способствуют созданию интереса к получению знаний и социальные условия: низкий размер стипендии, сокращение сети дошкольных учреждений, проблемы с трудоустройством выпускников, низкий уровень зарплаты, и в результате снижение престижа профессии воспитателя.
В качестве варианта решения проблемы по обеспечению качества подготовки студентов по дисциплине, была выбрана рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Изучение теоретического аспекта и опыта применения данной технологии убедило в её преимуществах: модульное построение курса, многобалльность системы оценок, интегративность оценки обеспечивают индивидуальность образования, возможность интенсивной организации учебного процесса, приводит к улучшению качества освоения учебного материала. Оценивается даже малый положительный результат работы студента. Оценка знаний в основе имеет идею заработной платы. Это достаточно мощный стимул для равномерной работы в течение семестра. В содержании технологии выделили основные составляющие: целевые ориентации, модульно-блочный принцип структури-рования учебного материала, особенности рейтинговой оценки. Составили для каждого модуля модульные программы. Структура модульной программы используется следующая:
  1. Технологическая карта.
  2. Подробная программа модуля.
  3. Цели, которые должен достигнуть студент, изучив данный модуль (что должен будет знать и уметь).
  4. Обзор, путеводитель по литературе.
  5. Система индивидуальных заданий различных уровней сложности.
  6. Задания для углубленного самостоятельного изучения материала.
  7. Контрольная акция, соответствующая целям, поставленным в данном модуле.
Построение модульного обучения с учетом уровневой дифференциации значительно повышает его эффективность, создает для студентов благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Предпринято немало попыток классифицировать уровни контроля обученности. В организации своей работы использовала следующие уровни обученности, предложенные П.И.Третьяковым (Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., Новая школа, – 1997):
Общекультурный:

1 уровень – восприятие – создание условий для восприятия материала, его анализ, синтез, осмысление;
2 уровень – осознание – умение отличить данный элемент, различить в ряду подобных объектов, понимать содержание;
3 уровень – запоминание.
Прикладной:
4 уровень – воспроизведение на уровне памяти, вычленение существенного из массива информации, установление сходства и различия;
5 уровень – практический – умение применить теоретические знания в практической деятельности по образцу.
Творческий:
6 уровень – применение в новых условиях – предполагает способность применять знания в новой ситуации, находить решение в предложенной проблемной ситуации.
Модульная программа в качестве одной из форм контроля предполагает разработку и использование индивидуальных заданий разного уровня сложности. Этот вид деятельности был введен на второй год работы по внедрению технологии модульного обучения в преподавание дисциплины, так как уже накопилась определенная материальная база и опыт работы. Подготовка индивидуальных заданий разного уровня сложности оказалась самой трудоемкой частью в освоении данной технологии.
Индивидуальный практический опыт применения знаний у студентов наиболее полно формируется только в результате систематических упражнений. Их эффективность определяется следующими факторами: правильное распределение во времени, понимание принципа выполнения действий, знание результатов выполненного действия, рациональное соотношение продуктивности и репродуктивности.
При подготовке разноуровневых заданий(примеры заданий по 1 модулю смотри в приложении)учитывали:
1. Уровень сложности. Под уровнем сложности понимаю следующее:
Уровень Балл Колич. зад. Практические цели Выполнение
1 0,25 1 различение фактов, понятий, сведений Тест с множественным выбором
2 0,5 2 Установление сходства и различия, практическое применение по образцу Тесты на соответствие или установление последовательности;Практическое задание.
3 0,75 3 практическое применение материала Открытый тест, практические задания
4 1,0 4 Практическое применение в измененной ситуации Практические задания
2. Для каждого уровня сложности составляются несколько вариантов подобных заданий. Количество заданий по каждому уровню должно быть больше чем студентов. Особо следует для практических заданий подбирать детские работы. У студентов должно быть создано ощущение индивидуальности задания; только тогда возникает ситуация, когда требуется самостоятельное принятие решения.
3. Оформление заданий. Все задания на первом этапе внедрения оформлялись на прямоугольниках разного цвета. В дальнейшем выполнение заданий на бумаге разного цвета и даже формы оказалось бессмысленным т. к. студенты ориентируются при выборе задания либо на его сложность, либо на “стоимость”.
Чаще всего имеющиеся задания раскладываются на столе стопочками, в зависимости от стоимости; записями текста вниз. Студент при выборе задания видит лишь его стоимость и не имеет возможности прочесть задания.
4. Время выполнения заданий. Сначала предлагается время для небольшого раздумья, каждый студент выбирает себе уровень задания той сложности, к которой как считает он сегодня готов. Время выполнения 7-10 минут, всем дается одинаково.
5. Количество заданий: выбрать только одно задание определенного уровня сложности и выполнить его за указанный отрезок времени;
С целью изучения отношения студентов к выполнению заданий разного уровня сложности, сравним результаты выполнения их студентами 2 учебных групп, начинающими изучение дисциплины, т.е. впервые встречающихся с таким вариантом организации работы во вновь изучаемом предмете.
Модуль 1. Значение изодеятельности. Выбрать нужно только 1 задание. В той и другой группе работу выполняли 29 человек. Результаты:
Группа 1 Группа 2
Стоимость в баллах Выбор, чел. % Достигли, чел. Выбор, чел. % Достигли, чел.
1 уровень 0,25 2 6, 8 1 6 20, 6 3
2 уровень 0,5 10 34 3 14 48, 2 4
3 уровень 0,75 13 44, 2 1 9 31 4
4 уровень 1,0 4 13, 6 3 0 0
ИТОГО 29 8
(27,2%)
29 11
(37,9%)
Из полученных данных видно:
1. Большинство студентов группы 1 предпочли задания 2 и 3 уровня. В результате выполнения группа разделилась на 2 подгруппы: имеющие реальную оценку своих сил – 8 чел; завышенный уровень притязаний – 21 чел.
2. Студенты группы 2 показали абсолютно нетипичное отношение к данному виду заданий. Явное предпочтение отдано заданиям 2 уровня. Никто из студентов не рискнул взять задания 4 уровня. Возникли вопросы: это поиск более легкой жизни? заниженная самооценка или реальная? При этом в данной группе процент выполнения оказался несколько выше.
В дальнейшем проверялась возникшая проблема: как изменится поведение студентов группы 1, отношение к работе при следующей встрече с заданиями разного уровня сложности в Модуле 2 “Программа обучения”. Результаты были таковы:
баллы Выбрали Из них достигли
чел % чел %
1 уровень 0,25 3 11,1 - -
2 уровень 0,5 1 3,7 - -
3 уровень 0,75 19 70,1 9
4 уровень ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.29 | Просмотров: 2233

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340