Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Использование индивидуальных заданий разного уровня сложности в условиях модульного изучения методики развития детского изобразительного творчества в педагогическом училище
Автор(ы): Патракова Лариса Александровна, преподаватель методики изо
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дисциплина Методика развития детского изобразительного творчества, являющаяся составной частью дисциплин предметной подготовки, изучается студентами специальности Дошкольное образование в течение двух лет. Для обеспечения качественной подготовки выпускников в постоянно изменяющихся социальных условиях, а также в связи предоставлением образовательным учреждениям широких прав в формировании содер-жания образования, внедрение новых технологий обучения приобретает особую важность. Переход на новые технологии обучения обусловлен с одной стороны, необходимостью осуществления современного уровня подготовки выпускников. Сегодняшний специалист должен понимать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого профессионализма и компетентности требуется проявление таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, предприимчивость, способность в кратчайший срок адаптироваться к новым производственным условиям, потребность в самообразовании, повышении квалификации. Важным является наличие у выпускника навыков самостоятельной работы, умения приобретать, усваивать, использовать полученные знания в практической деятельности. С другой стороны – традиционная технология обучения не обеспечивает качественную подготовку студентов по ряду причин: она ориентирована на среднего студента; набор студентов на специальность Дошкольное образование по образовательной подготовке имеет средний балл – 3,2 – 3,3; несовершенство традиционной оценки знаний. Современная система обучения позволяет студенту учиться без особых усилий, порой ничего не делать в семестре, а затем немного усилий перед экзаменами – для многих студентов это почти единственный способ усвоения знаний, отсутствие учета личности студента, мотивации его деятельности. Не способствуют созданию интереса к получению знаний и социальные условия: низкий размер стипендии, сокращение сети дошкольных учреждений, проблемы с трудоустройством выпускников, низкий уровень зарплаты, и в результате снижение престижа профессии воспитателя. В качестве варианта решения проблемы по обеспечению качества подготовки студентов по дисциплине, была выбрана рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Изучение теоретического аспекта и опыта применения данной технологии убедило в её преимуществах: модульное построение курса, многобалльность системы оценок, интегративность оценки обеспечивают индивидуальность образования, возможность интенсивной организации учебного процесса, приводит к улучшению качества освоения учебного материала. Оценивается даже малый положительный результат работы студента. Оценка знаний в основе имеет идею заработной платы. Это достаточно мощный стимул для равномерной работы в течение семестра. В содержании технологии выделили основные составляющие: целевые ориентации, модульно-блочный принцип структури-рования учебного материала, особенности рейтинговой оценки. Составили для каждого модуля модульные программы. Структура модульной программы используется следующая: - Технологическая карта.
- Подробная программа модуля.
- Цели, которые должен достигнуть студент, изучив данный модуль (что должен будет знать и уметь).
- Обзор, путеводитель по литературе.
- Система индивидуальных заданий различных уровней сложности.
- Задания для углубленного самостоятельного изучения материала.
- Контрольная акция, соответствующая целям, поставленным в данном модуле.
Построение модульного обучения с учетом уровневой дифференциации значительно повышает его эффективность, создает для студентов благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Предпринято немало попыток классифицировать уровни контроля обученности. В организации своей работы использовала следующие уровни обученности, предложенные П.И.Третьяковым (Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., Новая школа, – 1997): Общекультурный: 1 уровень – восприятие – создание условий для восприятия материала, его анализ, синтез, осмысление; 2 уровень – осознание – умение отличить данный элемент, различить в ряду подобных объектов, понимать содержание; 3 уровень – запоминание. Прикладной: 4 уровень – воспроизведение на уровне памяти, вычленение существенного из массива информации, установление сходства и различия; 5 уровень – практический – умение применить теоретические знания в практической деятельности по образцу. Творческий: 6 уровень – применение в новых условиях – предполагает способность применять знания в новой ситуации, находить решение в предложенной проблемной ситуации. Модульная программа в качестве одной из форм контроля предполагает разработку и использование индивидуальных заданий разного уровня сложности. Этот вид деятельности был введен на второй год работы по внедрению технологии модульного обучения в преподавание дисциплины, так как уже накопилась определенная материальная база и опыт работы. Подготовка индивидуальных заданий разного уровня сложности оказалась самой трудоемкой частью в освоении данной технологии. Индивидуальный практический опыт применения знаний у студентов наиболее полно формируется только в результате систематических упражнений. Их эффективность определяется следующими факторами: правильное распределение во времени, понимание принципа выполнения действий, знание результатов выполненного действия, рациональное соотношение продуктивности и репродуктивности. При подготовке разноуровневых заданий(примеры заданий по 1 модулю смотри в приложении)учитывали: 1. Уровень сложности. Под уровнем сложности понимаю следующее: Уровень | Балл | Колич. зад. | Практические цели | Выполнение | 1 | 0,25 | 1 | различение фактов, понятий, сведений | Тест с множественным выбором | 2 | 0,5 | 2 | Установление сходства и различия, практическое применение по образцу | Тесты на соответствие или установление последовательности;Практическое задание. | 3 | 0,75 | 3 | практическое применение материала | Открытый тест, практические задания | 4 | 1,0 | 4 | Практическое применение в измененной ситуации | Практические задания | 2. Для каждого уровня сложности составляются несколько вариантов подобных заданий. Количество заданий по каждому уровню должно быть больше чем студентов. Особо следует для практических заданий подбирать детские работы. У студентов должно быть создано ощущение индивидуальности задания; только тогда возникает ситуация, когда требуется самостоятельное принятие решения. 3. Оформление заданий. Все задания на первом этапе внедрения оформлялись на прямоугольниках разного цвета. В дальнейшем выполнение заданий на бумаге разного цвета и даже формы оказалось бессмысленным т. к. студенты ориентируются при выборе задания либо на его сложность, либо на “стоимость”. Чаще всего имеющиеся задания раскладываются на столе стопочками, в зависимости от стоимости; записями текста вниз. Студент при выборе задания видит лишь его стоимость и не имеет возможности прочесть задания. 4. Время выполнения заданий. Сначала предлагается время для небольшого раздумья, каждый студент выбирает себе уровень задания той сложности, к которой как считает он сегодня готов. Время выполнения 7-10 минут, всем дается одинаково. 5. Количество заданий: выбрать только одно задание определенного уровня сложности и выполнить его за указанный отрезок времени; С целью изучения отношения студентов к выполнению заданий разного уровня сложности, сравним результаты выполнения их студентами 2 учебных групп, начинающими изучение дисциплины, т.е. впервые встречающихся с таким вариантом организации работы во вновь изучаемом предмете. Модуль 1. Значение изодеятельности. Выбрать нужно только 1 задание. В той и другой группе работу выполняли 29 человек. Результаты: | | Группа 1 | Группа 2 | | Стоимость в баллах | Выбор, чел. | % | Достигли, чел. | Выбор, чел. | % | Достигли, чел. | 1 уровень | 0,25 | 2 | 6, 8 | 1 | 6 | 20, 6 | 3 | 2 уровень | 0,5 | 10 | 34 | 3 | 14 | 48, 2 | 4 | 3 уровень | 0,75 | 13 | 44, 2 | 1 | 9 | 31 | 4 | 4 уровень | 1,0 | 4 | 13, 6 | 3 | 0 | 0 | | ИТОГО | 29 | | 8 (27,2%) | 29 | | 11 (37,9%) | Из полученных данных видно: 1. Большинство студентов группы 1 предпочли задания 2 и 3 уровня. В результате выполнения группа разделилась на 2 подгруппы: имеющие реальную оценку своих сил – 8 чел; завышенный уровень притязаний – 21 чел. 2. Студенты группы 2 показали абсолютно нетипичное отношение к данному виду заданий. Явное предпочтение отдано заданиям 2 уровня. Никто из студентов не рискнул взять задания 4 уровня. Возникли вопросы: это поиск более легкой жизни? заниженная самооценка или реальная? При этом в данной группе процент выполнения оказался несколько выше. В дальнейшем проверялась возникшая проблема: как изменится поведение студентов группы 1, отношение к работе при следующей встрече с заданиями разного уровня сложности в Модуле 2 “Программа обучения”. Результаты были таковы: | баллы | Выбрали | Из них достигли | чел | % | чел | % | 1 уровень | 0,25 | 3 | 11,1 | - | - | 2 уровень | 0,5 | 1 | 3,7 | - | - | 3 уровень | 0,75 | 19 | 70,1 | 9 | | 4 уровень | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.29 | Просмотров: 2233
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|