Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Открытый урок по курсу Право и экономика по теме Трудовое законодательство. Трудоустройство
Автор(ы): Полякова Татьяна Анатольевна, учитель истории, замдиректора по УМР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТРУДОУСТРОЙСТВО. В современных условиях достижение желаемых результатов предполагает конкрет-ный вклад школы в развитие: - образовательной подготовки учащихся (системы их знаний, специальных и обще-учебных умений и навыков;
- воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, опыта деятельности, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания);
- психологических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, психомоторики);
- преактивности, творческих способностей личности;
- здоровья, здорового образа жизни (профилактика и – по возможности – коррекция пси-хических и телесных недугов).
Развитие – это главное требование времени, обращенное к профессионалам систе-мы образования. Но жизнь чрезвычайно сложна, поэтому, не теряя приоритеты развития, необходимо учитывать ряд моментов: - Построение грамотной, нацеленной на развитие образовательной стратегии в стране осложняется тем, что общество продолжает находиться в ситуации самоопределения. О стабильности в обществе остается только мечтать.
- Развитие образования в условиях общесистемного социального кризиса – дело чрезвы-чайно трудное. Необходимость развития очень острая, а его возможности во многом огра-ничиваются именно кризисной ситуацией.
Но даже в таких сложных условиях школа поворачивается лицом и многообразию образовательных потребностей, к ребенку. Очевиден прогресс в осуществлении принци-пов гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации образования. Настоящий курс может рассматриваться как элективный курс и как составная часть программы “Право и экономика”, рассчитанный на преподавание в 9 или 11 классах. Он в значительной мере призван обеспечивать гражданское, правовое образование учащихся. Содержание курса направлено на адаптацию выпускников в сложном современном мире, развитие практических навыков. Этот курс ставит следующие задачи: - овладение учащихся основами теоретических и, по возможности, практическими знаниями по трудовому законодательству;
- вовлечение школьников в активную работу по изучению законодательства;
- пропаганда правовых знаний;
- воспитание законопослушных граждан, юридически грамотных;
- оказание помощи в социальной адаптации выпускников.
ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - углубление знаний по трудовому праву;
- расширение сведений по праву;
- рассмотрение трудового законодательства, процесса трудоустройства;
- рассмотрение процесса влияния экономики на политику государства в социальном вопросе.
РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие навыков самостоятельного накопления знаний, их анализа;
- развитие навыков исследовательской работы;
- развитие навыков работы с законами;
- развитие навыков работы с другими источниками;
- получение практических навыков по трудоустройству.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитание законопослушных граждан;
- воспитание правовой грамотности.
Итогом является получение практических навыков в трудоустройстве. ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТРУДОУСТРОЙСТВО. “Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им” (Вольтер) “Труд не есть добродетель, но необходимое условие добро-детельной жизни” (Л.Н.Толстой) 1 часть. - Какова роль и значение труда?
- Зачем надо регулировать трудовую деятельность людей?
- Что регулирует трудовое право?
- Что такое нормативный акт?
- Что включает в себя трудовое законодательство?
- С помощью каких видов нормативных актов регулируется труд в РФ?
1.Конституция РФ. - Откройте текст Конституции. Какая статья нас может заинтересовать?
- Откройте ст.37. Определите основные принципы использования труда.
2.Указанные принципы детализируются в ТК. 3.Отдельные законы о труде. - Обычно каким вопросам (важным или не очень важным) посвящаются отдельные законы о труде?
- Приведите примеры.
4.Подзаконные нормативные акты. 5.Корпоративные или внутриорганизационные нормативные акты. - Что такое корпоративный акт?
- Какие вопросы регулируются корпоративными актами?
- “Устав школы” к каким нормативным актам относится?
П часть. Наверное, вы уже заметили, какой вопрос чаще всего задают детям. Правильно! “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Как вы отвечаете на этот вопрос? Меняется ли ответ? Почему? В мире существует огромное множество профессий. Как найти среди них свою? Как избежать ошибок и растерянности при выборе профессии? Конечно, можно решение этих вопросов отложить, но уйти от них совсем все равно невозможно. К счастью, найти подходящее занятие по силам каждому! Как? Прежде всего, следует изучить и понять себя – свои интересы, способности, таланты, а потом искать работу, которая им соответствует, Сколько людей, столько и путей к правильному выбору профессии. На свете не существует и не будет существовать “идеальной” профессии, которая подходит всем. Но именно те, кто задумывается о правильном выборе, добива-ются успеха в профессиональной деятельности. Итак, попробуйте лучше узнать себя и свои интересы, выполнив тест. Обведите кружком буквы, стоящие рядом с утверждениями, которые лучше всего отражают ваши интересы, Отметьте столько вариантов, сколько сочтете нужным. АНКЕТА фамилия, имя _______________________________________________________________ - Я люблю командные виды спорта.
- Я люблю собирать мозаики, решать кроссворды.
- Мне нравится, когда ко мне обращаются за советом.
- Мне нравится говорить по телефону.
- Я часто машинально рисую на полях.
- Я интересуюсь всем, что меня окружает.
- Мне нравится работать руками – ухаживать за садом, мастерить, шить, вязать, чинить…
- Я всегда составляю список дел, которые предстоит выполнить.
- Мне хотелось бы открыть свое дело и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Перспектива работать у кого-то под началом меня совсем не привлекает.
- Мне нравится помогать людям.
- Мне нравится фантазировать и описывать свои фантазии на бумаге.
- Я предпочитаю иметь дело с фактами и цифрами, поэтому мне лучше даются точные науки.
- Я люблю инструменты и умею обращаться с ними.
- В моей комнате всегда образцовый порядок.
- Я предпочитаю работать не в одиночку, а в коллективе.
- Я не стесняюсь высказывать свое мнение.
- Я люблю модно одеваться.
- Моя любимая книга – энциклопедия.
- Я предпочитаю как можно больше бывать на свежем воздухе.
- Мой любимый предмет – математика.
- Для меня важно самостоятельно принимать решения.
- Если у меня проблема, мне нужен совет, как ее решить.
- Я предпочитаю участвовать в игре, а не быть зрителем.
- Я люблю природу.
- Я люблю домашних животных.
- У меня аккуратный разборчивый почерк.
- Я хотел(а) бы стать политиком.
- Я веду дневник и переписываюсь со многими людьми.
- Я предпочитаю работать в одиночку.
- Я люблю разбираться в том, как устроены вещи.
- Я предпочитаю прогулку на велосипеде сидению перед телевизором.
- Я разбираюсь во всем, что касается компьютеров.
- Мне нравится занимать позицию лидера.
- Я легко знакомлюсь и нахожу общий язык с разными людьми.
- Мои любимые предметы – музыка и рисование.
- Мне небезразлично состояние окружающей среды.
А______ Б _______ В ________ Г ________ Д _________ Е _________ Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву и отметьте это. Теперь сдайте анкеты консультантам, они обработают их и вернут вам в конце урока с рекомендациями по профессиям. А – склонны к работе на свежем воздухе, умеют и любят обращаться с инструментами и приборами: инженер, строитель, плотник, каменщик, пилот, тренер, пожарный, лесник, фермер, ветеринар, смотритель парков, специалист по благоустройству местности. Б – склонны к скрупулезной работе и детальному анализу: программист, бухгалтер, банкир, финансовый аналитик, аудитор, инженер-технолог, медицинский работник, фармацевт, библиотекарь, администратор в гостинице, детектив. В – склонны к работе, требующей авторитета и умения управлять людьми: политик, директор школы, владелец предприятия, менеджер, специалист по кадрам, торговый агент, военнослужащий (офицер), юрист, милиционер, охранник. Г – склонны к работе с людьми, со всеми находят общий язык: учитель, врач, специалист по рекламе, журналист, работник социальной сферы, медсестра, психолог, ведущий популярной программы, продавец, кассир. Д – склонны к искусству и творческой работе: актер/актриса, художник, музыкант, писатель, модельер, архитектор, музыкант, хореограф, дизайнер. Е – склонны к научной деятельности: ученый, исследователь, профессор, историк, археолог, экономист, изобретатель. Ш часть. (работа в группах). Работодатели | Работники | ТК РФДавайте посмотрим, как решаются отдельн ые вопросы приема/увольнения в ТК РФ. Ст. 64 Когда нельзя отказывать в приеме на рабо-ту? | Ст.65Какие документы необходимы при приеме на работу? | Ст.81Как называется данная статья? В каких случаях работодатель может рас-торгнуть договор с работником по своей инициативе? | Ст.80Как называется данная статья? Какие случаи расторжения трудового дого-вора она предусматривает? | Разработайте критерии, используемые при приеме на работу.Проверка задания на этом уроке или на сле дующем (в зависимости от времени). С.12 – рабочая тетрадь “Личная экономика” | Разработайте принципы, как произвести благоприятное впечатление на работода-теля.С.23 – рабочая тетрадь “Личная экономика” | - Какова цель нашего урока? (практическое применение теоретических знаний) Давайте подведем итог. Итак, в тезисной форме изложите основные мысли и выводы урока. - Понятия: трудовое право, трудовое законодательство, нормативные акты. - Документы необходимые при приеме на работу. - Случаи, когда нельзя отказывать в приеме на работу. - Случаи увольнения по инициативе работника и работодателя. Домашнее задание: группа работодателей готовит вопросы к собеседованию; группа работников готовит резюме для приема на работу. Ст. 64 Гарантии при заключении трудового договора. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке. Ст.65 Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2599
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|