Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Тема урока: Аммиак. Соли аммония. 9-й класс
Автор(ы): Голованова Галина Яковлевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Урок «Аммиак. Соли аммония» подготовлен для 9 класса и проводится при изучении темы «Подгруппа азота». Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений. Основная цель урока – научить школьников получать аммиак в лаборатории, объяснять его свойства на основе знаний о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребята научились работать с опорными конспектами и учебно-инструктивными (технологическими) картами (Приложение 1). Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей. На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимента (Приложение 2).Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде. В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент: Демонстрационный эксперимент: № 1. «Дым в стакане». № 2. Получение аммиака из хлорида аммония и гидроксида кальция. № 3. Испытание индикатором раствора аммиака в воде. № 4. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой. № 5. Аммиак – огнетушитель. № 6. Качественная реакция на ион аммония (взаимодействие с раствором медного купороса или сульфата кобальта (II)). Лабораторный эксперимент: № 1. Изучение физических свойств раствора аммиака. № 2. Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем. Оборудование: технологическая карта к уроку, учебно-инструктивная карта, тесты для контроля знаний учащихся; Прибор для получения аммиака, сосуд с водой, сухая маленькая колба для сбора аммиака, нашатырь, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, карбонат калия, раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты, растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II); Для лабораторной работы: Нашатырь, медная проволочка, спиртовка, спички, склянка с раствором аммиака. Место проведения урока: кабинет химии. Девиз урока: «Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков» (Л. К. Полинг) «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов) План урока I. Мотивационно-ориентировочный этап - Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке
- Постановка целей урока
II. Операционно-исполнительский этап - Прогнозирование свойств аммиака
- Изучение свойств аммиака
- Физические свойства
- Химические свойства
- Знакомство с солями аммония
- Области применения аммиака и его производных
- Способы получения аммиака
III. Оценочно-рефлексивный этап - Контроль и самоконтроль: работа с тестами (Приложение 3), работа с опорным конспектом
- Выводы
- Домашнее задание
I. Мотивационно-ориентировочный этап - Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, создание проблемной ситуации
Вводное слово учителя На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические. Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания Л. К. Полинга и О.М. Нефедова: «Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков» (Л. К. Полинг) «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов) Подумайте, ребята, преувеличили ли значение химии эти ученые или они абсолютно правы? Сегодня на уроке мы будем пользоваться не только привычными для вас карточками-подсказками, но и опорным конспектом (он включает технологическую карту и вопросы к уроку) – все это вы видите на столах. Итак, начнем знакомиться с удивительнейшим веществом! Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Демонстрационный опыт № 1. «Дым в стакане» Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол? А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом! Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак». В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт». Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия. Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота. 1. Пользуясь опорным конспектом, планом характеристики элемента, охарактеризуйте строение атома азота (1s22s22p3, валентность азота равна 3, может быть 4, это типичный неметалл, ОЭО = 3,0) (Приложение 4). 2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (3 по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму) 3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд) 4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота) II. Операционно-исполнительский этап 1. Прогнозирование свойств аммиака Как вы думаете, будет ли аммиак растворяться в воде. Подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды. Ответ: да, аммиак должен растворяться в воде, так как его молекула полярна. 2. Давайте получим аммиак так же, как его получали алхимики. Справедливости ради, надо сказать, что лабораторный способ получения аммиака с тех пор практически не изменился. Демонстрационный опыт № 2 Получение аммиака взаимодействием нашатыря и гашеной извести Демонстрационный опыт 3 Испытание индикатором раствора аммиака в воде Беседа по вопросам: - Легче или тяжелее аммиак воздуха?
- Растворяется ли он в воде?
- Как вы думаете, почему это вещество имеет такой едкий запах?
- Используют ли люди это свойство аммиака?
- Раньше барышни, склонные к обморокам, носили с собой «нюхательную соль». Как вы думаете, что это за вещество?
Лабораторная работа 1 Знакомство с физическими свойствами аммиака (Приложение 5) 3. Охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану: - Агрегатное состояние
- Цвет
- Вкус
- Запах
- Растворимость в воде
- Плотность
4. Переходим к характеристике химических свойств аммиака (Приложение 1) Мы уже заметили, что аммиак хорошо растворяется в воде, что он имеет очень резкий запах, наконец, вспомните, ведь его ещё в средние века называли «щелочной воздух». Беседа по вопросам: - Как образуется донорно-акцепторная связь?
- Какие частицы могут предоставить аммиаку пустую атомную орбиталь (АО), да ещё и притягиваться к молекуле? (Ион Н+)
- Посмотрите, как образуется ион аммония и сделайте окончательный вывод о валентных возможностях азота.
- Может ли азот проявлять валентность, равную 5?
- Откуда в растворе аммиака берутся ионы ОН-? Не может ли именно этот факт объяснить едкий запах и вкус аммиака?
- Будет ли аммиак реагировать с кислотами? Почему? (В растворах кислот много ионов Н+).
Демонстрационный эксперимент 4. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой Опыт проводят, потирая друг о друга две стеклянные палочки, одна из которых смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислоты. Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между их кораблем и судном противника появился едкий «дым»? (Конечно, это была реакция образования хлорида аммония). Объясните, какие факты позволили детскому поэту написать такие строчки: Добрый старый аммиак, Он богач, и он бедняк, Богат неподеленными своими электронами, Но только, вот беда, ему В растворе скучно одному. Он погулять готов всегда: Там кислота, а тут вода… Потом, обобранный до ни...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.30 | Просмотров: 6006
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|