Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Индивидуально-ориентированный подход в обучении географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Индивидуально-ориентированный подход в обучении географии


Автор(ы): Нефедьева Людмила Георгиевна, учитель географии, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Использование ИОСО призвано было решать важную задачу учреждения внесемейного воспитания – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности ребенка посредством учебной деятельности, как ведущего типа деятельности детей-школьников.
Переход на ИОСО потребовал от меня расширения и обогащения индивидуального научно-методического арсенала в предметной области, а также психолого-педагогической подготовки с воспитанниками детского дома. Несколько лет создавались и отрабатывались отдельные элементы технологии обучения географии по ИОСО: планирование, практическая учебная деятельность, диагностико-аналитическая оценка результатов.
Итогом многолетней экспериментальной работы стала технология индивидуально-ориентированного обучения географии в учреждении интернатного типа.
С 1999 года ИОСО входит в общий образовательный модуль новой экспериментальной программы школы-интерната “Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в условиях учреждения внесемейного воспитания”. Этим самым усиливается акцент в реализации прав ребенка на самоопределение, самоутверждение и самооценку на всех возрастных этапах его учебной деятельности, обеспечивая ему участие как равноправного субъекта совместной деятельности. Потребовалось переосмыслить действенность некоторых составляющих технологию элементов, скорректировать содержание наработанного учебно-методического материала, внести необходимые поправки в календарно-тематическое планирование, индивидуально-ориентированные планы, виды и формы текущего контроля. Усилена технологичность учебной деятельности, так как именно она может выступать средством обеспечения субъектности ученика. Для этого технологией предусматривается:
  • открытость дидактики через индивидуально-ориентированные планы, раздаточный материал, дифференцированный по уровням сложности, комплекты картографического материала, дополнительная географическая литература, видеоматериал, справочник, энциклопедии;
  • обучение добыванию знаний и формирование навыков логического мышления, работы с информацией, как основным предметом учебной деятельности, организационной деятельности.
В процессе этой работы ученики, каждый в своем темпе и с учетом своих возможностей, осознают смысл слов самообучение, самореализация, саморазвитие.
Начальный этап в учебном процессе – календарно-тематическое планирование курса географии для всех классов. Оно осуществляется на основе имеющихся программ, в которых показана дифференциация содержания, и выделены уровни усвоения материала: базового, обязательного для всех, и повышенного уровня для углубленного изучения географии.
Новым является планирование уровней освоения учебного материала в процессе двух видов организации учебных занятий: лекционного и лабораторного. Начиная с 6 класса, количество времени, отводимого на объяснение материала, учителем снижается с 70% до 40% в 10 классе. В этой же последовательности постепенно возрастает доля самостоятельной работы учеников (с 30% до 60% времени, отводимого для изучения темы). В классах коррекции и компенсирующего обучения на всех возрастных этапах вводится дополнительное время на осмысление, понимание материала и формирование предметных умений.
В календарно-тематических планах 6 - 8-х классов изучение материала учебника идет по параграфам, в 9 - 10-х классах организация обучения строится по темам и разделам. Дополнительно вводится графа контроля за умениями и навыками ученика.
Следующий этап – составление разноуровневых минипрограмм изучения всего курса, раздела, темы, параграфа, которые в дальнейшем становятся индивидуально-ориентированными планами обучения географии для каждого ученика. За 10 лет работы по ИОСО подготовила для тиражирования третье поколение ИОП, хотя некоторые из них, созданные в 1994 году, еще используются в учебном процессе. Часть планов пришлось обновить в связи с новыми требованиями автора технологии ИОСО и новыми учебниками. При дифференциации материала по уровням усвоения в ИОПах выдерживались следующие критерии:
  • нормативный уровень – узнавание, понимание географической информации, ориентирование по карте;
  • компетентный – характеристика объектов, явлений, простые сравнения, умение находить и извлекать информацию из картографических источников;
  • творческий – объяснение причин, явлений, простейший прогноз, свертывание информации, написание реферата, проведение исследований.
Эти планы служат хорошей основой для проектирования на протяжении всего курса обучения продуктивных педагогических отношений между мною (учителем) и ребенком (учеником) в рамках конкретного параграфа, темы.
Создание собственного стиля обучения и получение конечных результатов, которые могут быть диагностированы и оценены учителем и, что важнее, самим учеником, происходит в процессе познавательной деятельности на лабораторных и лекционных занятиях. Независимо от планируемой формы и вида занятия предусматриваю последовательное прохождение по 4 этапам деятельности: ориентационно-мотивационный, системно-информационный, алгоритмическая деятельность, создание нового алгоритма и творчество. Такая поэтапность учебной деятельности обеспечивается соответствующим научно-методическим арсеналом в виде диагностического и раздаточного материала, ИОП, алгоритмами, планами и инструкциями работы с источниками географической информации, особыми формами и приемами организации последовательной деятельности.
В процессе учебной деятельности каждый ученик проходит через:
  • Конструирование индивидуального образа изучаемой темы, мысленно создавая в меру своих когнитивных способностей свой образ темы. Моя задача – помочь ребенку достроить этот образ до целостного вида.
  • Фиксирование учеником, а затем и учителем (мной), основных понятий-ориентиров сначала по теме, а затем и для курса в целом (9 - 10-е классы). Эти понятия-ориентиры разделяются на общие для всех (так называемые минимумы содержания образования) и индивидуальные для каждого ребенка (те, которые он сам выделил как субъектно значимые для него). Эти индивидуальные образовательные опоры обязательно отмечаю и в дальнейшем планирую организацию деятельности ученика преимущественно с ними.
Ребенок получает возможность определить собственные цели в изучении конкретной темы и раздела, выбирать наиболее оптимальные формы и темы обучения, применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его собственным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты и осуществлять самооценку своей деятельности и результатов.
Организация познавательной деятельности требует обширного дидактического материала. Разработан и систематизирован в виде учебно-методических комплектов материал по разным темам и учебным курсам географии с дифференциацией по уровням усвоения. Для организации самостоятельной работы используются планы, инструкции и алгоритмы проработки географической информации.
В начале учебного года и каждой четверти ученикам 8 - 10-х классов сообщается количество лекций, их темы и сроки проведения. Планирую разные виды лекций, но в 9 - 10-х классах предпочтение отдаю проблемным тематическим лекциям с привлечением разнообразных наглядных пособий, видеоматериала. Стараюсь вовлечь ребят в активную мыслительную деятельность по решению проблемы на значимом для каждого уровне. В конце таких лекций проводится пятиминутная рефлекспауза – самооценка каждым проведенной работы, теоретических и практических приобретений. Считаю, что ученику это помогает осознать объем той полезной информации или умения, которым он может пользоваться на последующих занятиях, не боясь ошибок.
Основная работа по усвоению и применению географических знаний осуществляется на лабораторных занятиях с обязательной организацией индивидуальной деятельности (а также работе в парах, малых группах).
Особая форма организации учебного пространства в кабинете географии (большой круглый стол в центре и учебные микропространства по периметру кабинета) позволяет организовать продуктивную деятельность детей в режиме психомоторного раскрепощения и сенсорной свободы. Для этого увеличиваю содержательную нагрузку по конкретной теме, чтобы ученик постоянно использовал полученную на лекционных занятиях географическую информацию, добывал по инструкциям новую и старался использовать ее “здесь и теперь”. Считаю, что единственный способ дать информацию в зону ближайшего развития ребенка, сделать ее значимой, состоит в максимальном увеличении объема и скорости обращения (или востребованности) необходимой географической информации.
Коллективная деятельность по теме организуется в однородном учебном пространстве вокруг большого стола. Для индивидуальной, парной работы используются несколько учебных пространств вне общего круга. Соответственно меняется и моя роль учителя на протяжении занятия: информатор – организатор – диспетчер – консультант – информатор – аналитик.
Давно использую в своей практике самооценку. Основное назначение ее вижу в формировании волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, что важно для наших воспитанников, отличающихся деформацией волевой среды, особенно в 6 - 8-х классах.
Основная моя задача на любом занятии состоит в создании комфортных психолого-педагогических условиях для осуществления деятельности и постепенного вооружения ученика инструментами учебной работы. Иными словами, в корректном ненасильственном сопровождении воспитанника по его индивидуальной образовательной траектории.
Завершающий этап в технологии – осуществление контроля усвоения знаний и уровня владения предметными умениями и навыками. Для этого используются разные формы текущего и итогового контроля:
  • выслушивание с показом по карте устного ответа ученика по заявленному им уровню в ИОП;
  • ответы на проверочные тесты, в которых предусмотрены зада...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.01 | Просмотров: 1611

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340