Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из начальной школы в основную: проблемы преемственности - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности


Автор(ы): Топузова Ольга Анатольевна, зам. директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
. Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и специалистами психолого-педагогической службы.
Задачи программы “Преемственность”:
  1. Продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
  2. Разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
  3. Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
  4. Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;
  5. Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;
  6. Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Система мер по реализации программы “Преемственность”
Начальная школа – основная школа
Содержание работы Время проведения Ответственные
Педконсилиум “Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период”:
  • изучение материалов работы с детьми в начальной школе;
  • изучение личных дел учащихся;
  • согласование норм оценок и требований к учащимся;
  • составление психолого-педагогической характеристики класса;
  • составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период;
  • выявление потребностей педагогов в помощи специалистов ППС
Август Заместители директора по УВР I и II ступени, специалисты психолого-педагогической службы
Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся Сентябрь Медицинская служба, учителя физкультуры
Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации В течении года Классные руководители, учителя-предметники
Определение индивидуальных целей учителей 5 классов в решении проблемы преемственности (собеседования с учителями) Сентябрь Администрация
Посещение уроков в 5 классах. Цель: определение уровня адаптации учащихся Сентябрь Психологи, учителя, заместители директора
Неделя открытых дверей.Лекция для родителей “Проблемы психологической адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено” Сентябрь Администрация, школьный психолого-медико-педагогический консилитум
Входной административный контроль. Цель: проверить качество усвоения учебного материала предыдущего класса Октябрь Заместители директора I и II ступени
Анализ входного контроля Октябрь Методический совет школы
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов Сентябрь-октябрь школьный психолого-медико-педагогический консилитум
Подготовка к педсовету: посещение уроков, анкетирование учащихся и родителей, беседы с учителями, специалистами ППС. Сентябрь-октябрь Администрация, классные руководители
Малый педсовет “Особенности адаптации пятиклассников” с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5 классах, специалистами ППС Цель: подведение итогов I четверти Ноябрь Заместители директора по УВР I и II ступени
Заседание ПМПК “Психолого-физиологические аспекты адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено”; анализ результатов диагностики адаптационных процессов Ноябрь Школьный психолого-медико-педагогический консилиум
Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания русского языка. Цель: изучение программы по русскому языку, выработка единых требований Ноябрь Методический совет школы
Взаимопосещение уроков русского языка и литературы. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы Декабрь Заместители директора I и II ступени, председатели МО
Семинар для классных руководителей 5 классов “Психологические возможности детей младшего подросткового возраста” Декабрь Специалисты психолого-пед. службы
Предварительная расстановка кадров в будущих пятых классах Январь Администрация
Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене Январь-май Классные руководители 4 кл.
Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания математики. Цель: изучение программы по математике, выработка единых требований Январь Методический совет школы
Взаимопосещение уроков математики и ИВТ. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы Январь-февраль Заместители директора I иII ступени
Заседание ПМПК “Индивидуальные особенности учащихся “группы риска” и выпускных классов КРО” Январь Председатель школьного ПМПК
Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподаванию дисциплин естественно-научного циклаЦель: изучение программы по природоведению и истории, выработка единых требований Март Методический совет школы
Взаимопосещение уроков природоведения и истории. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы Март Председатели МО, заместители директора I иII ступени
Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания иностранного языка. Цель: изучение программы, выработка единых требований Март Председатели МО, заместители директора I иII ступени
Взаимопосещение уроков иностранного языка. Цель: ознакомление со стилем и формами работы учителей будущих выпускников начальной школы Март Председатели МО, заместители директора.
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено Март-апрель Специалисты психолого-пед.службы
Заседание ПМПК “Готовность учащихся выпускных начальных классов к переходу в среднее звено”:
  • предварительное комплектование классов;
  • уточнение адаптационного потенциала учащихся;
  • составление индивидуальных программ адаптации
Апрель Председатель Школьного психолого-медико-педагогического консилиума
Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы ( посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов и т.д.) Апрель-май Администрация, классные руководители
Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ Апрель Председатели методических объединений
Составление пакета документов на учащихся класса КРО Апрель ПМПК( психолого-медико-педагогический консилиум)
Итоговая контрольная работа в 4-х классах по ознакомлению с окружающим миром.Совместный анализ работ Май Учителя начальной школы, учителя предметн.
Совместное заседание МО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ Май Председатели методических объединений
Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах. Май Классные руководители
Совместное итоговое родительское собрание. Цель: “Особенности адаптации пятиклассников” Май Администрация
Организация работы по преемственности начинается еще в начальной школе, задолго до перехода детей в пятый класс.
С целью обеспечения реального единства педагогических требований методическими объединениями учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы выделяются основные умения и навыки учащихся по предметам. Затем составляется план мониторинга на весь учебный год, куда включаются такие виды работ как диктанты, изложения, тесты, контрольные срезы и др. Они позволяют определить и оценить уровень усвоения учебного материала, выявить уровень подготовки учащихся в целом. У каждого учителя начальных классов имеется папка с документацией по своему классу. В этой папке собраны тексты всех контрольно-измерительных материалов. По результатам каждой административной контрольной работы заполняется бланк “Результаты отслеживания знаний учащихся”, где фиксируются пробелы в знаниях каждого учащегося данного класса по всему пройденному материалу. Благодаря этим бланкам учителям легче увидеть, на отработку каких умений и навыков необходимо в первую очередь обратить внимание и спланировать дифференцированную и индивидуальную работу по неусвоенным учащимися темам. Затем проводится детальный анализ, выявляются типичные ошибки, очень тщательно анализируются работы учащихся, которые не справились с работой, намечаются мероприятия по устранению выявленных пробелов. Тем темам, в которых обнаружены пробелы в знаниях учащихся уделяется большее внимание в мае при повторении изученного в 4 классе, а также в 5 классе в сентябре в теме “Повторение”; они включаются в план ВШК на следующий год, берутся под контроль администрацией школы и Методическим советом школы.
Учитель, у которого будут учиться дети в 5 классе, знакомится с классом заранее, выясняет чему научены дети в начальной школе, какие имеются проблемы у детей ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.02 | Просмотров: 3126

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340