Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Использование различных форм освоения образовательных программ с учётом потребностей и возможностей личности
Автор(ы): Собчук Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона "Об образовании" "с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: очная, очно-заочная, заочная, в форме семейного образования, самообразования и экстернат". В МОУ СОШ № 8 города Челябинска обучение ведется в очной, очно-заочной форме и экстернат. Экстернат — это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май - июнь) аттестаций. Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение, совмещать учебу в школе и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены. Главное принцип экстерната — освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив таким образом время, но при этом дать полноценное образование. Система образования экстерном устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной (итоговой) аттестации получает аттестат государственного образца. В МОУ СОШ № 8 созданы условия для получения основного общего и среднего (полного) общего образования для тех учащихся, которые по каким-то причинам не посещают массовую школу или ранее не имели возможности ее закончить. Мы помогаем будущим художникам, музыкантам, рабочим не отстать от своих сверстников, получить среднее образование, поступить в вуз, не прекращая своей профессиональной деятельности. В школе работают учителя, имеющие большой опыт общения с учащимися разной профессиональной направленности и разного уровня подготовки. В экстернат (10 и 11 кл.) зачисляются учащиеся, имеющие основное общее образование, окончившие 10 классов средней школы или первый-второй курсы ссузов, ПТУ; в 9 класс принимаются лица, не имеющие основного общего образования, учащиеся, не освоившие обязательный минимум образования в других школах. Результаты анализа контингента учащихся групп экстернат: - возрастной состав: - до 17 лет - 5 %;
- 18 - 20 лет - 67 %;
- 21 - 24 года - 15 %;
- 25 - 29 лет - 9 %;
- старше 30 лет - 4 %;
- сразу после окончания основной школы пришли в экстернат - 4 %; год спустя - 7 %; через 2 - 5 лет - 72 %; 5 - 10 лет спустя - 17 %; - мотивы, по которым выбран экстернат: - занят профессиональной деятельностью;
- получает начальное профессиональное образование в ссузах;
- решил осваивать знания в форме самообразования;
- не может или не умеет наладить взаимоотношения с педагогами и одноклассниками;
- имеет проблемы со здоровьем, является инвалидом;
- прибыл из мест лишения свободы, имеет условное осуждение и др.;
- получить аттестат о среднем образовании параллельно с обучением в музыкальном, художественном училищах, колледже культуры;
- спортсмены, часто выезжающие на соревнования и сборы;
- студенты техникумов, ПТУ, решившие поменять специальность;
- учащиеся, чья профессиональная деятельность обязательно требует среднего образования;
- не сумевшие получить образование в общеобразовательной школе по различным причинам;
- люди с неординарными жизненными обстоятельствами (женщины, оставившие школу в связи с рождением детей, выезжающие за рубеж или вернувшиеся из-за рубежа).
Лица, осваивающие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования приходят в экстернат для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций. Во исполнение Закона "Об образовании" (п. 1 ст. 5), гарантирующего “возможность получения образования независимо от судимости”, в группы экстернат зачисляются лица, имевшие судимость, освободившиеся из мест лишения свободы. Все поступившие в экстернат учащиеся делятся на группы, для каждой из них составляется расписание. Организация образовательного процесса осуществляется следующим образом: учащиеся посещают занятия в экстернате в среднем два - три раза в неделю, прослушивают курс лекций, принимают участие в практических работах, семинарах, выполняют и сдают домашние задания, которые возможно сдавать в индивидуальном режиме. Таким образом, учащийся-экстерн с учебным материалом знакомится в сжатые сроки в учебном заведении, а углубляется в него уже дома. Учебный план консультаций для учащихся в форме экстерната составлен на основе Примерного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденного Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г., которым предусмотрены консультации по предмету, практическая часть, зачеты, 4 часа консультаций перед экзаменом по каждому предмету. Учителями составлено тематическое планирование в соответствии с ОМСО, ведутся учебные журналы. На каждого ученика заводится зачетная ведомость, которая отражает уровень обученности учащегося. Учителями-предметниками разработаны учебно-дидактические комплексы. Главная задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив экстерната, - это научить экстернов учиться самостоятельно. Сама по себе эта задача достаточно трудная, поэтому нами подготовлен комплект заданий по всем курсам школьной программы, предложен учащимся график сдачи зачетов и домашних работ на весь учебный период. Учителями созданы учебные пособия, помогающие в освоении школьных дисциплин и дающие возможность успешно проходить аттестацию. Учащийся-экстерн пользуется литературой из библиотечного фонда школы. Содержание образования базируется на изучении предметных областей в рамках образовательных стандартов, но с большой долей самостоятельности. Для этого каждый учитель-предметник составляет планирование, в котором указана не только дата и тема занятия, но и представлены опорные понятия темы, список литературы для самостоятельного изучения, номера задач (§; задания; произведения (по литературе)). Такое планирование выдается каждому учащемуся-эксте...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.02 | Просмотров: 1615
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|