Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование блочно-зачётной системы в преподавании физики (на примере темы Фотоэффект). 11-й класс - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Использование блочно-зачётной системы в преподавании физики (на примере темы Фотоэффект). 11-й класс


Автор(ы): Шевцова Эвелина Николаевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса существенно зависит от контингента учащихся и остаётся актуальным до тех пор, пока работаешь с конкретными учениками. Нет идеальных детей, нет универсальных методик.
Считаю возможным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося, создавать и поддерживать у учащихся положительную мотивацию учения при систематическом выполнении следующих условий:
  • Предоставление свободы выбора, поскольку ситуация выбора повышает ответственность за его результаты.
  • “Щадящий” контроль. Внешний контроль часто ослабляет внутреннюю мотивацию.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса обучения, максимальный учёт при формулировании образовательных задач запросов, интересов и устремлений ученика.
  • Такая организация урока, при которой ученику интересен сам процесс учения, как и процесс общения с учителем, одноклассниками.
  • Поощрение и подкрепление достижений ученика только на основе сравнения их (достижений) с его же собственными результатами.
В целях более успешного формирования системы знаний, умений и навыков у учащихся физико-математического профиля использую блочно-зачётную систему преподавания, что позволяет за счёт перераспределения отводимого на изучение темы времени углублять и совершенствовать знания, больше уделять внимания развитию познавательных интересов и творческих способностей, осуществлять индивидуализацию обучения не эпизодически, а в системе.
Изучаемый материал делится на смысловые блоки (укрупнённые дидактические единицы), в рамках каждого блока выбираются формы и методы обучения, варьирующиеся в зависимости от креативных способностей детей и уровня сформированности у учащихся данного класса общеучебных умений и навыков.
Урокам, как и процессу обучения в целом, присущи целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный компоненты, поэтому в структуру блока включаю уроки изучения нового материала, коррекции знаний, закрепления (лабораторные работы, практикумы по решению задач, семинары и др.), зачётные уроки.
Процесс усвоения знаний не заканчивается уроком. Поэтому с целью создания ситуации взаимообучения помимо текущего домашнего задания предлагаю пролонгированные задания – разработанные мной индивидуальные (до 25 вариантов) разноуровневые задания по изучаемой теме.
Работа над блоком начинается с лекции, на которой излагается весь теоретический материал блока в логической связи с ранее изученным. Из-за перераспределения учебного времени на её проведение отводится один - два учебных часа, что позволяет рассматривать крупную тему в единстве всех её компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Мной подготовлена система презентаций, содержащих лекционный материал по всем темам курса физики. Демонстрация слайдов презентации через мультимедийный проектор позволяет значительно уплотнить урок, а работа с компьютерными моделями в режиме пошаговой анимации при изучении нового учебного материала делает традиционный эксперимент значительно более наглядным. Наряду со своими материалами использую диски серии “Физика в школе” (Электронные уроки и тесты ЗАО “Новый Диск”, 2005), CD “Уроки физики Кирилла и Мефодия”, 7 – 11 классы (ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006) и др. электронные издания.
Уроки коррекции знаний (это, в основном, работа с коррекционными или контрольно-обучающими тестами с последующим анализом выполненного задания в режиме on-line, собеседование) и уроки-консультации по методам решения задач предназначены для индивидуальной работы с учащимися. Быстрота мышления и степень развития интеллекта у учащихся класса различны. Отсюда назначение таких уроков – осмысление полученной информации с учётом индивидуальных особенностей характера мыслительной деятельности учащихся, уточнение и закрепление знаний, формирование целостной картины изучаемого явления, процесса за счёт расчленения сложных понятий и явлений на более простые составляющие компоненты, понятные ребёнку, и последующего синтеза в единое целое и т. д.
Закрепление осуществляется на лабораторных работах, практикумах по решению задач, семинарах и др.
Физика – наука экспериментальная, поэтому уделяю первостепенное значение постановке как демонстрационного эксперимента, так и лабораторного: считаю важным научить учащихся занимать исследовательскую позицию к окружающему миру. Практикую проведение компьютерных лабораторных работ с мультимедийным курсом “Физика. 7 – 11 классы” (C:PhysiconPhysics7-11). Интересные экспериментальные задачи предлагаются на CD “Видеозадачник по физике” (Авторы А. И. Фишман, А. И. Скворцов, Р. В. Даминов, ООО “New Media Generation”): интересные задачи, исчерпывающие объяснения физических явлений, инструменты для измерения некоторых физических величин, интеракт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.03 | Просмотров: 1568

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340