Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экологическое воспитание в детском саду: слагаемые успеха (из опыта работы) - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Экологическое воспитание в детском саду: слагаемые успеха (из опыта работы)


Автор(ы): Такмакова Ольга Владимировна, зам. заведующей по воспитательной и методической работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
"Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет".
/ А.Яблоков, академик РАН /
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду №57 "Аленушка" г. Рубцовска. За 15 лет здесь создана целостная система экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач:
  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
  • Создание условий /материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение /.
  • Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
  • Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
  • Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
  • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
  • Установление преемственности со школой и центром внешкольной работы, связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания.
Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.
Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Чтобы помочь педагогам оценить возможности и преимущества интегрированного подхода, был проведен педсовет в форме деловой игры "Интеграция: за и против", разработана таблица-схема установления интегративных связей в процессе формирования экологической культуры (рис. 1). Конкурс-фестиваль занятий помог педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов, пополнить " банк методических идей". Что же это в итоге дает?

Рис. 1
Крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе воспитатель знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 елочек и 6 снегирей. Дети сосчитали, сколько елочек, сколько снегирей. На вопрос воспитателя: "Что нужно сделать, чтобы елочек и снегирей стало поровну?" - ответили: "Пусть прилетит еще один снегирь, и будет поровну, по 7". "А еще как?" - спрашивает воспитатель. И тут Алеша Зырянов говорит: "А больше никак, потому что елочки рубить нельзя!". Воспитатель потом говорила, что испытала чувство вины за то, что не учла воспитательное воздействие наглядного материала и чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало. Это побуждает педагогов использовать все возможности экологизации подпроцесса.
Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
  • знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
  • знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края;
  • знакомство с русской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.
Педагогами детского сада определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны маршруты в природу: на луг, в парк Победы, к реке Алей. Силами сотрудников и родителей создан мини-музей Алтайского края. В выставочном зале проводятся тематические выставки: "Русские умельцы", "Алтаю - 60, Рубцовску - 75 ", выставка картин рубцовских художников "Ветер вдохновения" и другие.
Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.
В работе с детьми используем разнообразные формы (рис. 2), сотрудничая с родителями, школой, библиотекой, центром внешкольной работы. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологического месячника. В это время ведется всесторонняя углубленная работа по теме. Формы планирования различные: "Путешествие в город Природоград", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы". Каждый раз проведение месячника - праздник для детей и взрослых, возможность новых находок и открытий, радость творчества. Педагогами детского сада разработана природоохранная акция "Зернышко", ресурсосберегающие акции "Электролучик", "Капелька", проекты "Клумба в конверте", "Зеленый дом", проведен "Экологический десант" в Егорьевский бор. Дошколята проявили инициативу и активность в очистке уголка бора от мусора, предложили поставить там экологический знак. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Проводятся они 1 раз в неделю экологом и воспитателем каждой группы.

Рис. 2
Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада и микрорайона. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о. своей малой родине - вот задачи факультативного курса "Экологические прогулки", разработанного для детей 4-7 лет на основе рекомендаций Т. Шпотовой. Хочется отметить, что общение с природой педагоги стараются начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются выставки. Выпускаются экологические стенгазеты.
Воспитательные возможности местных условий поистине неисчерпаемы. Не могу не сказать, что в детском саду есть уникальный уголок живой природы- экологический блок "Муравейник". Он неизменно вызывает восторг от непосредственного общения с животными и у детей, и у взрослых.
"Приезжайте на Черемушки –
Побываете в "Аленушке".
В "Муравейник" заходите,
Кто живет в нем, поглядите!
Здесь вас встретят не музейные витрины,
Не художников прекрасные картины,
Не игрушки, не машинки заводные,
А зверушки! Настоящие! Живые!
Мы их кормим, в клетках убираем,
Мы про них уже немало знаем!
Всем, что мы узнали сами,
Поделиться можем с вами!"
(Здесь и далее стихи автора)
Так приглашают гостей ребята из детской экскурсионной группы. И действительно, есть на что посмотреть: небольшой зимний сад, зоокомната, птичий двор и подводное царство, серебристый ручей, сбегающий по альпийской горке, огород на окне, где зимой созревают помидоры... Но экологическое воспитание не может быть успешным только на основе пассивн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.03 | Просмотров: 4512

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340