Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экологический сценарий по теме Чернобыльская хроника - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Экологический сценарий по теме Чернобыльская хроника


Автор(ы): Борисова Мария Алексеевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель мероприятия:
  • Cформировать у обучающихся убеждение в необходимости выработки новой стратегии развития общества;
  • Показать вредное влияние радиационного загрязнения на здоровье человека;
  • Показать возможные пути природоохранной деятельности.
Оборудование: плакаты и рисунки обучающихся, музыка.
План
1. Современная энергетика;
2. Факты, факты…;
3. Лучевая болезнь;
4. Есть выход;
5. Эхо Чернобыля;
6. Уроки Чернобыля.
I. Современная энергетика.
На сцену выходят 6 учеников.
1.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
2. - Я – житель планеты Земля. Я – землянин. Я – обитатель биосферы. Именно той биосферы, в пределах которой протекает жизнь человечества в целом и каждого из нас.
3. - С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы особенно в последнее время.
4. - Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что еще в ранних своих работах указывал В.И. Вернадский.
5. - Все великолепие современной цивилизации – обилие товаров, транспорт, космические полеты, техника – все это следствие того, что мы используем не только энергию солнца, но и искусственную энергию.
6. - Если завтра не будет источника этой энергии или прекратится ее подача, все на Земле остановится. Энергетика – это не только основа экономического благополучия человечества, но и один из мощнейших загрязнителей природной среды и истощения ее запасов.
1. - Сжигание органического топлива в энергетических установках чревато огромным выбросом различных вредных веществ в окружающую среду.
2. - В настоящее время энергию в основном получают на гидроэлектростанциях, тепловых и атомных станциях.
3. - Гидроэлектростанции на первый взгляд являются экологически чистыми предприятиями, не наносящими вреда природе. Так считали многие десятилетия. В нашей стране построили много крупнейших ГЭС на великих реках. Теперь стало ясно, что этим строительством нанесен большой урон и природе, и людям.
4. - Так, в 1981 году была построена Чебоксарская ГЭС. Наконец-то, у нас появилась дешевая энергия. Но… А каковы последствия?
6. - Главной проблемой для нашей республики стало негативное влияние Чебоксарской ГЭС. Тщетно защищал Волгу простой народ, пытаясь отстаивать заливные луга, пойменные озера, роскошные прибрежные леса, старые поймы волжских притоков. Ведь беды начались еще до строительства ГЭС, которые еще больше усугубились с его строительством.
1. - Строительство Чебоксарской ГЭС привело к затоплению плодородных почв предустьевых участков рек Ветлуги, Суры, Рутки, а также 24 тысяч га лесных площадей. Сильно ухудшился качественный состав рыб.
2. - На землях Горномарийского, Юринского и Килемарского районов продолжается заболачивание земель, усыхание и гибель прибрежных лесов. А в Правобережье наблюдаются оползни, подмыв и разрушение берегов.
3. - Гидрохимический контроль качества воды Чебоксарского водохранилища на территории нашей страны позволил выявить загрязнение вод тяжелыми металлами, радионуклидами.
4. - Основой основ технического прогресса справедливо называют теплоэнергетику. Но с неменьшим основанием эту отрасль ставят на первое место по масштабам воздействия на окружающую среду.
5. - Это: во-первых – истощение запасов угля, нефти, газа; во-вторых – выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, азота и золы.
6. - Последствия – “парниковый эффект”, “кислотные дожди” и многое другое.
1. - XX век – атомный век. Появились атомные электростанции. “АЭС – это дневные звезды! Мы усеем ими всю нашу землю. Совершенно безопасны!” – так восклицали ученые.
2. - Атомная энергетика имеет много преимуществ по сравнению с классическими – дешевое сырье, нет загрязнения окружающей среды. У атомной энергетики блестящее будущее.
3. - Год 1986, 26 апреля. Что же произошло? Что изменило мнение людей в пользу АЭС€ Почему породилась массовая радиофобия? (Уходят со сцены).
На сцену выходит атом в черной одежде и танцует. Мирный атом постепенно превращается в ужасную смерть.
II. Факты, факты…
Выходят 2 ученика, в руках плакаты с датами.
Окунемся беглым взором в минувшие пятидесятые годы. Действительно ли благополучно работали атомные электростанции в минувшие годы. Заглянем в историю развития атомной энергетики. И что же мы увидим?
2. - 1951 год. Дейтроит. Авария исследовательского реактора. Загрязнение воздуха радиоактивными газами.
1. - 1957 год. Челябинск. Советский Союз. Самопроизвольный ядерный разгон отходов топлива с сильным выбросом радиоактивности. Радиацией заражена обширная территория.
2. - 1961 год. Айдахо – Фолс. США. Взрыв на АЭС. Погибло трое.
1. - 1979 год. Крупнейшая авария на АЭС Тримайл Айленд (США). Выброс радиоактивных газов в атмосферу. Эвакуация населения. Тысячи людей получили облучение.
2. - 1982 год. Чернобыль. Разрушение центральной топливной сборки на первом блоке. Переоблучение персонала.
1. - 1985 год. Балаковская АЭС. Авария на первом блоке. Погибли 14 человек.
2. -1986 год. 26 апреля. Чернобыльская АЭС. Взрыв на четвертом энергоблоке. Радионуклидами заражена значительная часть Европейской территории страны – площадью более 100 тыс. кв. км., на которой проживает около 4,5 млн. человек.
Входят еще 2 ученицы.
3. - Все аварии на АЭС не были преданы гласности. После Чернобыля эйфория сменилась сначала растерянностью, а затем всеобщим отрицанием атомной энергетики. Было приостановлено строительство АЭС в Крыму, Одессе, Харькове.
4. - В результате взрыва в атмосферу поступило в 600 раз больше радионуклидов цезил-134 и цезия-137. Радиоактивные вещества распространились на территории Украины, Белоруссии, Центральной России, а также в странах Западной Европы.
3. - Радиоактивные вещества, выбрасываемые в окружающую среду, вызывают заражение растений, животных, почвы, водоемов, любых объектов природы.
4. - Сотни тысяч людей и судеб коснулась ядерная катастрофа. Десятки людей погибли. А сколько еще облученных оказалось в тот день? Никто не может дать точный ответ.
III. Лучевая болезнь. На сцену выходят врач и больной.
Сценка “Больной и врач”
Больной:
Скажите, доктор, что со мной?
Я загорел, как в летний зной.
Врач:
Да это – ядерный загар:
Не солнечных лучей дар.
Больной:
А еще у меня тошнота и рвота
Будто съел я с утра гадкое что-то.
Врач:
Гамма-лучи и нейтроны
Вызывают такие симптомы.
Больной:
Волосы клочками выпадают,
Нервные расстройства возникают.
Мучают боли во всем теле –
Долго ли осталось на самом деле?
Врач:
Лучевая болезнь очень опасна.
Небольшая доза бывает достаточна,
Чтобы вызвать рак – лейкемию,
А также эпиляцию и анемию.
Радиочувствительны половые клетки.
И не будут у них здоровыми детки.
Лечится долго, упорно, с трудом –
Вот такая опасность с лучом.
Больной:
Спасибо, доктор, я все понял. –
Радиоактивный атом счастье отнял.
Держаться буду до конца
И вытру слезы я с лица.
Врач:
Радиация – наш друг и враг
В экономике без него никак
И может лечить, и может убить
И может весь мир в прах превратить (к залу)
Вы, молодые люди, будущие ученые,
Может предложите новые мнения?
Чем заменить нам атомную энергию,
Чтоб сохранить родную экологию?
IV. Есть выход!
На сцену выходит ученый. Ходит по сцене, думает.

Ученый:

Так, так. Для удовлетворения будущих энергетических потребностей нельзя однозначно рассчитывать ни на нефть, ни на уголь, ни на ядерную энергию.
Надо искать выход! Безвыходных ситуаций не бывает. Должны же существовать нетрадиционные источники энергии. А ну-ка, коллеги, помогите же мне. Какие же новые перспективные виды энергии вы можете мне предложить? (Ждет ответа из зала. Ответы: солнца, ветра…)
Да! Да! Выход есть. Давайте посмотрим, в чем их преимущества?
(выходят ученики с плакатами)
Ученый:
Вот, к примеру, гелиоэнергетика (показывает на плакат)
1 ученик:
Солнечная энергия обладает неоспоримым преимуществом перед ядерным горючим: во-первых, это исключительно чистый вид энергии; во-вторых, использование солнечной энергии не нарушает сложившийся в ходе эволюции энергетический баланс нашей Земли.
Ученый. Многие ученые считают, что через 40-50 лет солнечные батареи могут обеспечить более половины потребностей США в электроэнергии. А вот обратите внимание на ветроэнергетику.
2 ученик. Энергия ветра – один из наиболее древних видов энергии. Сейчас в мире существует более 20 тыс. ветровых энергоустановок в США, Дании, Индии. Есть перспективы развития и в нашей стране.
Ученый. Можно использовать и глубинное тепло Земли, которое изливается из скважин
3 ученик. Наша планета – вековечная фабрика тепла таит в недрах неисчерпаемые ресурсы горячей воды и пара. Их энергия во много раз превышает все суммарные запасы угля, нефти и газа.
Ученый. Есть место, где солнце сияет с неизменной интенсивностью. Это – космос. И если уж черпать энергию солнца, то именно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.03 | Просмотров: 1543

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340