Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ


Автор(ы): Шкуринская Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приложение
Слайд 1.
Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Слайд 2.
Цели моей работы:
  1. Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
  2. Предложить вариант методики использования информационно-коммуникационных технологий.
Использование мною в учебном процессе информационных технологий на уроках русского языка и литературы – это попытка предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Естественно, все это возможно при наличии соответствующей техники в классе.
Слайды 3-9.
Я работаю в специально оборудованном кабинете русского языка и литературы. Он полностью соответствует специфике деятельности учителя русского языка и литературы, в нём созданы оптимальные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и использования технических средств обучения. Кабинет имеет достаточное учебно-методическое обеспечение, полученное в 2006 и 2008 году нашей школой, ставшей победителем в конкурсном отборе школ Краснодарского края, внедряющих инновационные образовательные программы.
Слайд 10
Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.
В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.
Слайд 11.
Сегодня просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел
  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
  • самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.
Слайды 12-13.
Владея информационно-коммуникационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.
Слайд 14.
Раньше я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для:
  • планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
  • обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.
Слайд 15.
Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:
  • стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);
  • программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
  • компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
  • электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
  • справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);
  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс).
Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, я стала постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ:
Слайды 16-17.
1) Интерактивные проверочные работы.
Портал http://gramota.ru.слайд
Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы.
Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются, в помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы).
Слайды 18-20.
2) Источник информации.
Ученики рисовали фразеологизмы. Мы их отсканировали, а ученики восьмого класса приготовили конкурс-презентацию по данной теме, используя рисунки пятиклассников и рисунки, найденные в сети. Этот конкурс назывался «Угадай, что означает данный фразеологизм?».
3) Создание презентаций.
В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Слайд 21.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока.
В моей методической копилке имеются презентации по литературе:
«Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Футуризм», «М.А.Булгаков», «Бородино», «Капитанская дочка» и другие.
Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Вводные слова», «Фразеологизмы», «Синтаксис и пунктуация» и другие.
4. Применение технологии «Распределённый учебный процесс».
Данная технология позволяет включать в учебный процесс домашние компьютеры учеников. Учебные...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.04 | Просмотров: 1549

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340