Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ
Автор(ы): Шкуринская Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приложение Слайд 1. Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Слайд 2. Цели моей работы:
- Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
- Предложить вариант методики использования информационно-коммуникационных технологий.
Использование мною в учебном процессе информационных технологий на уроках русского языка и литературы – это попытка предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках русского языка и литературы. Естественно, все это возможно при наличии соответствующей техники в классе. Слайды 3-9. Я работаю в специально оборудованном кабинете русского языка и литературы. Он полностью соответствует специфике деятельности учителя русского языка и литературы, в нём созданы оптимальные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и использования технических средств обучения. Кабинет имеет достаточное учебно-методическое обеспечение, полученное в 2006 и 2008 году нашей школой, ставшей победителем в конкурсном отборе школ Краснодарского края, внедряющих инновационные образовательные программы. Слайд 10 Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю. В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях. Слайд 11. Сегодня просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
- самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.
Слайды 12-13. Владея информационно-коммуникационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока. Слайд 14. Раньше я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для:
- планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
- обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Слайд 15. Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:
- стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);
- программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
- компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
- электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
- справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);
- проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс).
Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, я стала постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ: Слайды 16-17. 1) Интерактивные проверочные работы. Портал http://gramota.ru.слайд Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы. Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются, в помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы). Слайды 18-20. 2) Источник информации. Ученики рисовали фразеологизмы. Мы их отсканировали, а ученики восьмого класса приготовили конкурс-презентацию по данной теме, используя рисунки пятиклассников и рисунки, найденные в сети. Этот конкурс назывался «Угадай, что означает данный фразеологизм?». 3) Создание презентаций. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Слайд 21. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока. В моей методической копилке имеются презентации по литературе: «Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Футуризм», «М.А.Булгаков», «Бородино», «Капитанская дочка» и другие. Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Вводные слова», «Фразеологизмы», «Синтаксис и пунктуация» и другие. 4. Применение технологии «Распределённый учебный процесс». Данная технология позволяет включать в учебный процесс домашние компьютеры учеников. Учебные...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.04 | Просмотров: 1549
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|