Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Иван III. Образование единого государства - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Иван III. Образование единого государства


Автор(ы): Мельникова Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Проанализировать ситуацию, сложившуюся в конце XV века.
  2. Проследить: какие важнейшие изменения произошли в Русском государстве в этот период? Каковы их причины?
  3. Определить: как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его характера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы?
  4. Знакомства с различными историческими трудами, дающими оценку данному правителю.
Задачи:
1. Дидактические.
  • Обеспечить в ходе урока усвоение: причин объединения русских земель вокруг Москвы; роли личности в истории.
  • Закрепить понятия «централизованное государство», знание реформ Ивана III.
  • Сформировать умения работы с текстом на основе предложенного алгоритма.
  • Закрепить умения исследовательской работы (анализ текста).
  • Закрепить общеучебные навыки – составление конспекта, схем.
2. Воспитательные.
  • Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
  • Содействовать формированию общечеловеческих ценностей.
3. Задачи развития.
  • Развивать умения выделять главное в изучаемом материале; сравнивать точки зрения различных историков; обобщать полученные сведения из исторических источников; логически излагать свои мысли.
  • Учащиеся развивают свои исследовательские умения, а также умения актуализировать раннее изученное.
  • Учащиеся развивают творческие способности воссоздания многомерного «образа эпохи», яркого исторического портрета.
  • Развивать эмоции учащегося, создавая на уроке ситуации удивления и радости, используя яркие примеры, иллюстрации.
Оборудование.
  • На доске: Карта России (1300–1533): папки с раздаточным материалом (см. Приложение);
  • в центре – портрет Ивана III; эпиграф к теме урока.
Эпиграф.
Весь пятнадцатый век Москва огнём и мечем, утверждает своё первенство в русском мире, пока, наконец, Иван III не вывезет вечевой колол обезъязыченного новгородского кремля. Церковь, радея о государственной полые, освещает деянии великих князей. Русь и Орда в последний раз сходятся на Угре: после некоторого раздумья ордынские рати поворачивают в свои пустыни, предоставляя Россию её судьбе.
Игорь Леонидович Волгин, доктор филологических наук, писатель, историк
Основные понятия
единое государство, самодержавная власть, царь, Коярскан дума, судебник, юрьев день.
Ход урока

Учащиеся делятся на группы (можно по парам) Каждой группе выдаётся кейс с подборкой материалов по теме цветная карта, главы из работ выдающихся историков прошлого, алгоритм исследовательской деятельности, иллюстрации. Всю информацию и ответы на поставленные учителем вопросы ребята могут найти в предложенных для анализа текстах. Если различные историки дают противоречивые оценки деятельности Ивана III, следует обратить внимание учащихся на личность автора, эпоху, обстоятельства написания работы. Приложение.
I. Вводная часть.

XV век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время паления Византии (1452 г.), время начала великих географических открытий, время открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с се остатками Крымским, Казанским, Сибирским, Астраханским ханствами.
Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, на основе восточной деспотии, при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III.
Какие задачи стояли перед новыми правителями Руси? Какие действия необходимо было предпринять Ивану, чтобы достичь поставленных целей!
II. Работа с текстами. Составление схемы вокруг портрета Ивана.

1. Иван III характеризовался современниками как удачный, осторожный, дальновидный политик. Был достаточно решительным, несмотря на свою медлительность.
Брак состоялся в 1472 году в соборе святого Петра, от империи Великого князя обручался с Софьей Палеолог Иван Фрязин....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.04 | Просмотров: 1523

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340