Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Преемственность и непрерывность в реализации образовательных программ Школа 2000 и Школа 2100 - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Преемственность и непрерывность в реализации образовательных программ Школа 2000 и Школа 2100


Автор(ы): Кириллова Ирина Олеговна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский
Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.
Проблема преемственности в образовании в настоящее время стоит как никогда остро. Дошкольное и начальное образование в нашей стране традиционно развиваются отдельно друг от друга. И прежде и сейчас для обеспечения преемственности в работе детского сада и начальной школы, многие считают достаточными такие, например, формы, как совместные педагогические и родительские собрания. Сейчас появилось большое количество программ, как в дошкольном, так и в начальном и среднем звене, имеющих различные цели и задачи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, в стремлении как можно лучше подготовить детей к различной направленности обучения в школе, обеспечить детям возможность поступления в престижные школы повышенного предметного уровня, расширяют область обучения дошкольников за счёт школьных предметов, активно внедряют школьные методы работы в жизнь детского сада, называя это установлением преемственности. Педагоги начальной школы так же заняты перетаскиванием содержания образования из средней в начальную ступень.
Необходимо прежде определиться, какой смысл мы вкладываем в понятие “преемственность”. “Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опереться на уже имеющийся опыт. Достижение преемственности обеспечивается психологически и методически обоснованным построением программ и учебников, соблюдением последовательности движения от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся. ... Преемственность как процесс развития представляется в планировании содержания образования, в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения, соблюдении единства педагогических действий и требований, создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков”. (Педагогическая энциклопедия. - М.. 1966). Мы видим, что целенаправленная работа по установлению преемственности должна вестись в следующих направлениях: содержание, методы, формы обучения.
Исходя из этого определения, прежде всего, необходимо обратить внимание на осуществление преемственности в содержании образовательных программ разного уровня. Предлагаются следующие основания, по которым приводится в соответствие содержание программ:
- развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности:
- развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих и других задач;
- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;
- развитие коммуникативности, как одного из направлений социально-личностного его развития.
Любознательность, познавательная и творческая активность ребёнка наиболее успешно развиваются в условиях осуществления таких программ как “Развитие”, дошкольный раздел программы “Школа 2000” Петерсон Л. Г. Основная цель дошкольных образовательных программ “Детство”, “Радуга”, “Истоки” - развивать умения общаться, рассуждать, доказывать, стремление к самостоятельности.
Анализ современных дошкольных образовательных программ и программ развивающего обучения начальной школы позволяет говорить о концептуальной совместимости и наилучшей преемственности содержания таких программ как “Развитие”, программа Петерсон Л.Г. для дошкольных учреждений и программ Д.В. Эльконина - Давыдова, “Школа 2100”. Также совместимыми, имеющими единые цели и задачи можно считать “Радугу”. “Детство”, “Истоки” и программы для начальной школы Занкова Л.В., Виноградовой И.Ф.
В программах “Школа 2000” и “Школа 2100” эффективность образования обеспечивается, наряду с другими факторами, непрерывностью и преемственностью в обучении. Под непрерывностью авторы понимают наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов и форм обучения (детский сад- школа- ВУЗ), т.е. в конечном счёте – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. А так как образование – непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, то речь идёт о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования. В рамках предмета или образовательной области мы имеем дело с содержательно-целевыми (содержательно-методическими по Г.В.Дорофееву и Л.Г. Петерсон) линиями развития.
В дошкольном образовании
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:
  • возникновение первого схематичного абриса (очертания) цельного детского мировоззрения;
  • возникновение первичных этических инстанций;
  • возникновение соподчинения мотивов;
  • возникновение произвольного поведения;
  • возникновение личного сознания.
Т.е. уже во второй половине дошкольного детства ребёнок готов к учению как виду деятельности.
Можно выделить 4 линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения других) и линия мотивационной готовности. Эти 4 линии развития и должны определять содержание и дидактику дошкольного образования.
В школьном образовании на начальной ступени
Психическая деятельность учащегося начальной школы характеризуется тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией (умением осознавать и оценивать свою деятельность) и внутренним планом действий.
Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные требования к ребёнку следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребёнка. Ученик овладевает системой операций, необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жёстко алгоритмического характера, вернее, чтобы её алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребёнка эвристических действий. Ум ребёнка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.
Впервые от ребёнка требуется рефлексия, поворачивающая ученика на самого себя, требующая оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. И вторая линия развития – субъектообразующая.
Формирование учебной деятельности неразрывно связано с линиями овладения учебным материалом и формированием умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, опоры на материал в поэтапном развитии. Мало передавать ученику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития детского интеллекта и высших психических функций, соответствующих особой предрасположенности ребёнка к усвоению тех или иных операций, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Проще говоря, чтобы школьник успешно развивался на следующем этапе, данный (начальный) этап должен быть оптимально организован.
Из дошкольного этапа в школьный переходят ещё 2 линии: социальной и социально-психологической ориентации в человеческой действительности (когда обучение непосредственно граничит с воспитанием) и линия поддержки, закрепления и развития усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.
На средней ступени

Как психологическая особенность складывается особый тип подростковой субкультуры, резко меняется отношение к школе. Это связано с изменением структуры досуга (увеличение роли развлечений, падение роли педагогически контролируемых форм проведения досуга), с неудовлетворённостью своим материальным положением и стремлением к материальной независимости, со сменой нормативных моделей в стиле поведения, переоценкой норм и запретов сексуального поведения и др.
На этом рубеже резко меняется отношение к школе. Почти вдвое увеличивается число школьников, не удовлетворённых содержанием школьных знаний и специализацией школы, профессиональным уровнем учителей. Отношения “ученик-учитель” становятся более демократичными. Вообще же границы, этапы и доминанты подросткового возраста чрезвычайно зависят от исторических и социальных факторов. Необычайно остра в этот период проблема мотивации к учению. Кривая мотивации ребёнка к обучению в период школьной жизни похожа на овраг с покатыми стенами – пик у младших школьников и старшеклассников и глубокое ущелье в подростковый период. Никакими искусственными методами обеспечить рост мотивации невозможно. Эффективен лишь путь выращивания у подростка ценностного и деятельностного, а не информационного отношения к содержанию образования.
Основными линиями в старшей школе является развитие содержания образования: обоснована её профильная структура, введено понятие “готовности к непрерывному образованию” и предложен новый вид учебных дисциплин – “синтезированные курсы”. Во всех учебниках реализуется идея единого понятийного “тезауруса”, т.е. системы общенаучных понятий, которая одинаково широко используется в программах и учебниках по различным предметам.
На 5 Всероссийской конференции “Школа 2100” в г. Москве был сформулирован тезис о том, что образовательная программа “Школа 2100” и её содержательное и методическое обеспечение переросли и оформились в новую образовательную систему “Школа 2100”.
Для того чтобы наиболее полно развивать способности детей, необходимо систематически изучать их индивидуальные особенности, наблюдать за динамикой созревания личности, используя результаты единой медико-психологической службы. Наиболее эффективно эта работа может вестись в условиях объединения двух образовательных учреждений, реализующих концептуально-совместимые образовательные прогр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.04 | Просмотров: 2462

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340