Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модульное описание опыта Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Модульное описание опыта Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться


Автор(ы): Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

ИПМ- 1

Наименование темы:

Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться

Актуальность темы:
В последние годы система образования находится в постоянном состоянии реформы и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняется и школа, учитель ученик.
Особенно важные перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший учиться, оставался на второй год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы: лучше выучишься – будешь больше зарабатывать, поступишь в вуз; был контингент учеников, достигавший примерно
30%, который сам собою постепенно отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах - на нашу долю выпало учить всех детей без отбора и отсева, поэтому должны вырабатывать приёмы и навыки такого учения.
То, что веками повторяли выдающиеся педагоги- гуманисты, что прежде было мечтой, для нас стало необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы обучения- те стимулы, которые лежат в самом обучении.
В связи с этим возникла необходимость изучить литературу и поделиться опытом по проблеме сотрудничества, т.к. “оно умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное; общение намёками улыбками, полусловами – и грубо приближённые определения; неуклюжее. Застенчивое проламывание через неурядицы – и блистательные лёгкие росчерки мастерства”. (С.Соловейчик “Школа сотрудничества”)
Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения – индивидуально значимой деятельности отдельного ученика, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности. А также осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании, необходимостью формирования ключевых компетентностей.
На фоне устойчивых положительных результатов возникают новые проблемы, которые предстоит решить:
  • более широкое применение модульного обучения;
  • освоение новых диагностик и способов их обработки;
  • подбор дидактического материала для индивидуальной работы;
  • формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способа приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

ИПМ-2

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность опыта
В данной работе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания роли учебного сотрудничества:
  • учебное сотрудничество обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
  • учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
В условиях модернизации и гуманизации современной школы практически эти задачи решаются путём правильного сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Следовательно, в образовании и воспитании успех определяется именно сотрудничеством с детьми, сотворчеством.
Условия формирования опыта
Обычно в классе подбираются и хорошо, и средне, и плохо усваивающие учебный материал. Здесь и дети из обеспеченных и малообеспеченных, неблагополучных семей; те, кто хочет учиться, и кому некуда пойти, дети с ослабленным здоровьем. Возможно ли в таких условиях добиться, чтобы каждый ученик работал на уроке в полную силу, чтобы от урока к уроку рос его интерес к учёбе? Что и говорить, удаётся это не всегда. “ Поскольку внешних побуждений к учению нет, если способов принуждения совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету- и, если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности,- то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. Иначе детей не выучишь.
Результат учения равен произведению способности на старательность”. (“Педагогика сотрудничества”)
Теоретическая база опыта
В работе использую технологию “Поэтапного формирования умственных действий” П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Коллективный способ обучения” В.Архиповой и А.Соколова, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, “Технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” В.Ф.Шаталова, “Технологию развивающего обучения” Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, проблемное, модульное обучение, опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Л.С.Выготского, А.А.Сухомлинского, С.Соловейчика.
Новизна опыта
Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконроля и самооценки.
“Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”.
Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал.
Трудоёмкость опыта заключается в большой подготовительной работе, в вовлечении всех учеников, а зачастую и родителей, в совместный труд учения. Подготовка дидактического материала, подбор текстов, разработка алгоритмов и памяток требует материальных затрат и большой затраты времени, но по мере накопления опыта эти затраты уменьшаются.
Возможность внедрения
Опыт может быть использован не только учителями русского языка, но и учителями – предметниками при условии желания, хорошей теоретической подготовки, при наличии достаточного количества дополнительной литературы и хорошей материальной базы учебного кабинета.

ИПМ-3

Система работы учителя состоит из следующих компонентов:
  1. Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.
  2. Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.
  3. Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
  4. Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.
  5. Идея опережения. Опережение программы доставляет удовольствие ученикам, вызывает гордость; учитель свободнее распоряжается временем на уроке.
  6. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого пр резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать её ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную, а потому интересную задачу.
    Изучение материала блоками освобождает ребёнка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена – и ученик не боится, что он не поймёт её или отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.05 | Просмотров: 2222

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340