Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
5-й класс. Урок по теме Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

5-й класс. Урок по теме Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука


Автор(ы): Брегадзе Светлана Юрьевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Изучить правила снятия мерок.
  2. Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
  3. Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
  4. Научить определять положение этих линий;
  5. Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок).
Задачи урока:
  • расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке;
  • повторить и обобщить знания учащихся по фартуку Тульской Губернии (посещение Алексинского краеведческого музея), его роль в современном мире;
  • приобщать учащихся к работе в коллективе.
Тип урока:
Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы работы:
фронтальная, групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Межпредметные связи: история (краеведение), математика.
Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
Музыкальная терапия, физкультминутка.
Средства обучения:
Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), магнитофон, компьютер, экран, проектор.
Наглядные пособия:
образцы фартуков; манекен; русский народный костюм, презентация
Инструменты и приспособления:
сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь.
На классной доске выписаны новые слова:
конструирование
– это построение чертежа выкройки изделия;
манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее изм.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Какие разделы мы изучили с начала учебного года?
Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение.
На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.
Этот раздел начинается с конструирования и моделирования рабочей одежды.
Тема урока:
Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Обозначаю цели и задачи урока.

II. Сообщение познавательных сведений.

Немного из истории фартука.
Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.
Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Значение `передник` сочетается со значениями `завеса, занавес`, `разновидность одежды; деталь одежды`, `пояс`.
От общеславянского глагола запинати `закрывать, задерживать` возникло название запон, которое обозначает закрытый передник.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. [4]
<Приложение 1> (презентация)
Фронтальный опрос
по теме: “Передник Тульской губернии конца XIX, начала XX вв”. Уроку предшествовала исследовательская деятельность: посещение Алексинского краеведческого музея; сбор информации из книг, интернета. [5], [6]
<Рисунок 1>, <Рисунок 2>.
Мы с вами посетили русскую избу в Алексинском краеведческом музее. Видели передники – принадлежность русского народного костюма.
Посмотрите на русский народный костюм на манекене. Давайте поговорим об истории русского костюма.
< Приложение 3> ( фото1, фото2)
– Из какой ткани изготавливался передник?
Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.
– Из какой ткани изготавливался праздничный передник?
Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д., декорировались.
<Рисунок 3>
– Из какой ткани изготавливался будничный передник?
Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались.
– Как назывался передник на проймах с рукавами?
Занавеска, запон, запаска, завеска.
Заборная занавеска – женский передник с плечами, короткой спинкой, рукавами.
Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму.
Запон – туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм.
Занавески на кокетке выкраивались иначе: короткий кусок ткани сгибался по утку, скреплялся по бокам, оставляя пространство для вшивания прямого или зауженного к запястью рукава. К передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку.
– Как назывался передник, повязывавшийся на талии?
ПЕРЕДНИЦА, ФАРТУК.
– Как назывался передник с грудкой?
ЗАПОН С НАГРУДКОЙ.
Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские.
Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, – утилитарность (практичность), эстетичность.
При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность.
– Какие ткани мы изучали в этом учебном году?
Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные.
– Какими свойствами обладают эти ткани?
Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.
Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью.
Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

III. Снятие мерок.

Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.
Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
  • На уровне середины колена проходит линия колен. [3]
<Приложение 2> <Приложение 2.1>
При подготовке к изготовлению выкро...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.06 | Просмотров: 6978

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340