Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
5-й класс. Урок по теме Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука
Автор(ы): Брегадзе Светлана Юрьевна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Изучить правила снятия мерок.
- Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
- Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
- Научить определять положение этих линий;
- Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок).
Задачи урока: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке; повторить и обобщить знания учащихся по фартуку Тульской Губернии (посещение Алексинского краеведческого музея), его роль в современном мире; приобщать учащихся к работе в коллективе. Тип урока: Урок усвоения нового материала. Комбинированный. Формы работы: фронтальная, групповая. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа. Межпредметные связи: история (краеведение), математика. Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент): Музыкальная терапия, физкультминутка. Средства обучения: Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), магнитофон, компьютер, экран, проектор. Наглядные пособия: образцы фартуков; манекен; русский народный костюм, презентация Инструменты и приспособления: сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь. На классной доске выписаны новые слова: конструирование – это построение чертежа выкройки изделия; манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий; мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее изм. Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих. Какие разделы мы изучили с начала учебного года? Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение. На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды. Этот раздел начинается с конструирования и моделирования рабочей одежды. Тема урока: Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука. Обозначаю цели и задачи урока. II. Сообщение познавательных сведений. Немного из истории фартука. Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Значение `передник` сочетается со значениями `завеса, занавес`, `разновидность одежды; деталь одежды`, `пояс`. От общеславянского глагола запинати `закрывать, задерживать` возникло название запон, которое обозначает закрытый передник. Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. [4] <Приложение 1> (презентация) Фронтальный опрос по теме: “Передник Тульской губернии конца XIX, начала XX вв”. Уроку предшествовала исследовательская деятельность: посещение Алексинского краеведческого музея; сбор информации из книг, интернета. [5], [6] <Рисунок 1>, <Рисунок 2>. Мы с вами посетили русскую избу в Алексинском краеведческом музее. Видели передники – принадлежность русского народного костюма. Посмотрите на русский народный костюм на манекене. Давайте поговорим об истории русского костюма. < Приложение 3> ( фото1, фото2) – Из какой ткани изготавливался передник? Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных. – Из какой ткани изготавливался праздничный передник? Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д., декорировались. <Рисунок 3> – Из какой ткани изготавливался будничный передник? Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались. – Как назывался передник на проймах с рукавами? Занавеска, запон, запаска, завеска. Заборная занавеска – женский передник с плечами, короткой спинкой, рукавами. Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму. Запон – туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм. Занавески на кокетке выкраивались иначе: короткий кусок ткани сгибался по утку, скреплялся по бокам, оставляя пространство для вшивания прямого или зауженного к запястью рукава. К передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку. – Как назывался передник, повязывавшийся на талии? ПЕРЕДНИЦА, ФАРТУК. – Как назывался передник с грудкой? ЗАПОН С НАГРУДКОЙ. Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века. В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские. Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, – утилитарность (практичность), эстетичность. При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. – Какие ткани мы изучали в этом учебном году? Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные. – Какими свойствами обладают эти ткани? Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью. Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся. III. Снятие мерок. Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой. Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии. Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча); - Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
- На уровне середины колена проходит линия колен. [3]
<Приложение 2> <Приложение 2.1> При подготовке к изготовлению выкро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.06 | Просмотров: 6978
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|