Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных. 9-й класс - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных. 9-й класс


Автор(ы): Фатиева Люся Борисовна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Свобода торжествует, если обвиняемых судят их сограждане”.
Цели урока:
  • образовательная: систематизировать понятие судебной власти; показать деятельность суда присяжных и значение вердикта, вынесенное этим видом судопроизводства для общества;
  • обучающая: формирование умений и навыков на более глубокое усвоение понятия данного вида власти;
  • воспитательная: способствовать формированию активной жизненной позиции и выработке гражданских качеств личности.
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися класса:
Наш с Вами сегодняшний урок непростой, неоднозначный и сразу ответить на вопрос, вынесенный в название урока невозможно. Будет непросто не только потому, что Вам предстоит показать свои знания и по истории, и по правоведению, но понадобятся и знания текущих событий, и тех, из них, которые произошли в совсем недавнем прошлом. Трудность ещё и в том, что никто не возьмется утверждать, что знает точный ответ на этот вопрос. Вам придется спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры, чтобы попытаться найти истину. И для того, чтобы разговор получился, мы попытаемся окунуться в атмосферу середины 19 века, эпоху Великих реформ царя Александра II. Главным преобразованием после освобождения крестьян как раз и была судебная реформа 1864 года. Старый суд ликвидировался, судебная власть отделялась от административной и становилась независимой. Тайное письменное судопроизводство заменил открытый, устный и состязательный процесс; возникли новые институты адвокатуры и мирового суда. Но “краеугольным камнем” и “венцом” судебной реформы современники по праву считали суд присяжных. По закону присяжным заседателем мог быть мужчина из любого сословия, отвечавший трем основным требованиям: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет и проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. К участию в суде не допускались преступники, несостоятельные должники, немые, слепые, глухие, сумасшедшие и не знавшие русского языка.
Фронтальный опрос учащихся проводится по следующим вопросам:
Что представляет собой судебная власть? Перечислите признаки и функции судебной власти. Каким стал суд по реформе 1864 года? Какова история возникновения суда присяжных? Кто такие присяжные заседатели? Существуют ли подобные суды в настоящее время? (Все ответы учащихся сопровождаются показом слайдов № 2-10).
Считается, что такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок. Однако от ошибок не застрахован ни один суд в мире. Вот Вам и предстоит ответить на вопрос: справедлив ли вердикт такого суда и, к каким последствиям в обществе его решение может привести? (Слайд № 11.)
Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, вы сами попытаетесь воспроизвести одно из первых судебных заседаний такого суда присяжных. Мы с Вами рассмотрим отдельные страницы процесса по делу молодой женщины В.И.Засулич, которая стреляла в генерал-губернатора города Петербурга за произвол, учиненный им в тюрьме предварительного заключения. (Портрет В.Засулич – слайд №12)
Итак, перед судом присяжных предстанет подсудимая девица Вера Засулич, против которой обвинение будет поддерживать прокурор Кессель. Адвокатом подсудимой будет Петр Акимович Александров.
А, теперь, встать, суд идет! Прошу садиться. Первым слово предоставляется прокурору.
Далее следует сценка отдельных страниц судебного процесса над В. Засулич по книге воспоминаний судьи А.Ф.Кони. (Портрет А.Кони-слайд № 13) Любой ученик может задавать вопросы участникам процесса, что способствует активизации познания и обеспечивает личное участие в ходе урока каждого. (Приложение 2)
После окончания судебного заседания учащиеся выносят свой приговор. У каждого ученика есть лист с вариантами ответов, из которых может быть выбран лишь один: 1.Виновна; 2.Не виновна; 3.Виновна, но имеет право на снисхождение.
Слово учителя: (после подсчета голосов). Вы так же, как и присяжные заседатели оправдали покушение на жизнь человека, совершенное из благих побуждений.
Высшим проявлением гражданского мужества присяжных заседателей было оправдание В. И. Засулич, которая выстрелом из пистолета ранила петербургского градоначальника генерала Ф. Ф. Трепова (по слухам, внебрачного сына Николая I), приказавшего высечь одного из заключенных. Присяжные заседатели (жюри состояло на 3/4 из дворян и чиновников) своим вердиктом не столько оправдали Засулич, сколько обвинили Трепова, отстаивая, таким образом, свое личное право и право каждого гражданина не быть высеченным по произволу какого бы то ни было начальника.
Вердикт по делу Засулич произвел эффект разорвавшейся бомбы. Один из современников вспоминал об этом вердикте: “…торжественное оправдание Веры Засулич происходило как будто в каком-то ужасном, кошмарическом сне... Никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной империи такое стра...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.07 | Просмотров: 1547

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340