Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение компьютерных технологий при подготовке водителей транспортных средств - Преподавание ОБЖ - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание ОБЖ

Применение компьютерных технологий при подготовке водителей транспортных средств


Автор(ы): Гунбин Александр Иванович, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В процессе обучения вообще и при сообщении учащимся учебного материала в частности преподаватели широко используют один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Восприятие предмета или явления в натуре или изображения является для человека первоначальным и наиболее простым актом познания и служит основой для создания точных представлений и абстрактных понятий об изучаемых предметах, процессах, явлениях.
Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателями разнообразных наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения в педагогически целесообразном их оформлении.
Применение наглядности в процессе преподавания специальных и общетехнических предметов по сравнению с общеобразовательными предметами имеет определенные особенности, связанные со спецификой их содержания и методикой изучения. Если при изучении общеобразовательных предметов наглядное пособие помогает лучше усвоить принцип, основную идею, то при изучении технических предметов на первый план выступают конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей, механизмов и участников процесса.
Работая более 20 лет в профессиональном лицее № 56 г. Красноярска, который ведёт подготовку водителей автотранспортных средств категории В, С, Д, водителей трамвая и троллейбуса, преподавателем специальных предметов “Правила дорожного движения” и “Основы безопасного управления транспортным средством”, я накопил большой опыт применения средств наглядности и технических средств обучения.
Дело в том, что при обучении правилам и основам безопасности движения одной из важных задач является развитие у обучающихся зрительной памяти, тактического мышления и умения оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях. Поэтому от того, какие знания и навыки получат будущие водители в учебном заведении, будет зависеть их дальнейшая практическая деятельность при управлении транспортным средством.
Цели уроков при подготовке высококвалифицированных специалистов могут быть достигнуты только при комплексном использовании технических средств обучения и при оборудовании кабинета, в котором проводятся теоретические занятия по Правилам дорожного движения.
По мере накопления материала приходилось использовать до трех кинопроекторов и двух диапроекторов, установленных в отдельном помещении и управляемых с дистанционного пульта. Это в значительной степени оживляло учебный процесс, но и осложняло работу преподавателя при проведении занятий, а особенно при подготовке к ним. В дальнейшем кинопроекционную аппаратуру заменил видеомагнитофон и телевизор, а последние пять лет для демонстрации всего учебного материала используется персональный компьютер, совмещенный с телевизором и видеопроектором (рис. 1 и 2).


Педагогические возможности компьютера, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Компьютер совмещает в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности, и вытесняет устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).
Работа преподавателя на стадии подготовки учебного материала заключается в процедуре его логического построения и разработке практических заданий и иллюстраций для каждой темы, при этом используются установленные на компьютере текстовые и графические редакторы, программы для видеозаписи, редактирования и монтажа видеоматериала. При помощи сканера копируются фотографии, схемы, чертежи, рисунки, а наличие слайдмодуля позволяет это делать непосредственно с негативной или позитивной фотопленки.
По ходу изучения теоретического материала вниманию учащихся предлагаются иллюстрации, графики, таблицы, анимированные рисунки, имеющие звуковое сопровождение, видеофрагменты, есть возможность быстро вернуться к любой теме, рисунку и т. д. Каждая тема содержит набор практических заданий различной степени сложности – это позволяет оперативно проконтролировать усвоение полученных знаний.
Видеофильм – самое распространенное техническое средство обучения, позволяющее демонстрировать объекты и явления в движении, анализировать и обобщать материал, а также осуществлять переход от конкретного восприятия к абстрактному. Фрагменты, плохо воспринимаемые учащимися, можно неоднократно повторить, более доходчиво прокомментировать. Включая стоп-кадр, преподаватель дает возможность учащимся подробно рассмотреть взаимодействие участников движения и последовательность их действий в быстро меняющейся дорожной обстановке.
С помощью видеокамеры, видеомагнитофона и мультимедийной платы оцифровки видеоизображения на компьютер записываются фрагменты видеофильмов, которые используются в процессе обучения. Например, при изучении темы “Обгон и встречный разъезд” используются динамические и статические иллюстрации, выстроенные в последовательности излагаемого материала тем и первоначально демонстрируются видеофрагменты, иллюстрирующие обгон с выездом на сторону дороги, предназначенной для встречного движения (рис. 3), и без выезда на встречную сторону дороги (рис. 4), а также обгон с правой стороны (рис. 5).



Применение цифровой обработки, записи, монтажа и хранения видеоматериалов позволяет изготовить не только видеофрагменты, но и создать цифровые учебные видеофильмы по специальностям.
Компьютер позволяет для демонстрации учебного материала использовать анимацию, моделирующую процессы, которые невозможно показать при помощи видео, например, дорожно-транспортное происшествие. Для этих целей применяется программа “Мастерство вождения”, разработанная RiSoft и имеющаяся в продаже на лазерных ди...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.08 | Просмотров: 3351

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340