Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа химико-экологического кружка - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа химико-экологического кружка


Автор(ы): Ахмерова Ирина Михайловна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласие с природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле.
Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи не исчерпаемости природных богатств, возможности покорении природы, принебережении законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как её части не может дальше происходить стихийно, посколько это проводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодшняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. С начала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями.
Экология, биология и химия – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников.
Знания, получаемые в школе, например по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее этот предмет может стать источником знаний о нашем здоровье, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря ему мы узнаем, каим образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. А взаимосвязь человека с окружающей средой – это экология.
Валеологическая информация нашего кружка способствует реализации принципа связи школы с жизнью, актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предметам.
Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование эколологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
  1. Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Воспитательные:
  1. Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  2. Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
Развивающие:
  1. Развивать познавательную активнось и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.
Основные методы работы
Занятия проводятся два раза в неделю в школе № 84. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.
При работе с химическими реактивами руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.
Возраст обучаемых 11–15 лет.
В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой.
Тематический план
Тема Число часов для занятий
Теория Практика Экскурсия
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. 1 час 1 час
2. Общие вопросы охраны природы. 4 часа 1 час
3. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. 5 часов 1 час
4. Земля – наш общий дом. 2 часа
5. Флора и фауна. 7 часов 2 часа 1 час
6. Вода: её свойства и значения. 2 часа 3 часа 1 час
7. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. 2 часа 2 часа 1 час
8. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия. 2 часа 1 час 1 час
9. Земные недра и их охрана. 2 часа 1 час 1 час
10. Международная деятельность в области охраны природы. 3 часа 2 часа
11. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. 5 часов 3 часа
12. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам. 6 часов 3 часа 2 часа
ИТОГО: 41 час 18 часов 9 часов
ПРОГРАММА.
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. (2 часа)

Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.
Условие и характер самостоятельной работы членов кружка.
2. Общие вопросы охраны природы. (5 часов)
Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения. Что мы не замечали (или не хотели замечать) в объяснениях термина “экология” Э.Геккелем, и к чему это привело?
Структура современной экологии. Химическая экология. История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу.
Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (химические предприятия г.Казани и Республики Татарстан).
Экскурсия по поселку Дербышки, знакомство с предприятиями поселка (ОАО “КОМЗ”, ОАО “ХИТОН”, ОАО “ГИПО”, ОАО “Казанский хлебозавод №7”)
3. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. (6 часов)
Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и сохранение мирового биоразнообразия. Государственные заповедники, заказники и памятники природы (Волжско-Камский государственный биосферный заповедник; национальный парк “Нижняя Кама”; почвенный заказник “Чулпан”; памятник природы - Голубое озеро; р.Казанка; Казанский дендрарий).
Экскурсия на Голубые озера или в почвенный заказник “Чулпан”.
4. Земля – наш общий дом. (2 часа)

Происхождение Земли, её строение и вид. Природные богатства планеты. Географическое положение России и Татарстана. Природные ресурсы Республики Татарстан.
5. Флора и фауна. (10 часов)
Растительный и животный мир Республики Татарстан. Красная книга Российской Федерации и Республики Татарстан.
Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов.
Экскурсия в лес. Сбор гербариев.
6...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.08 | Просмотров: 2354

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340