Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа химико-экологического кружка
Автор(ы): Ахмерова Ирина Михайловна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласие с природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле. Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи не исчерпаемости природных богатств, возможности покорении природы, принебережении законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как её части не может дальше происходить стихийно, посколько это проводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодшняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. С начала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями. Экология, биология и химия – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников. Знания, получаемые в школе, например по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее этот предмет может стать источником знаний о нашем здоровье, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря ему мы узнаем, каим образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. А взаимосвязь человека с окружающей средой – это экология. Валеологическая информация нашего кружка способствует реализации принципа связи школы с жизнью, актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предметам. Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия. Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование эколологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся. Задачи: Образовательные: Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем. Воспитательные: Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер. Развивающие: - Развивать познавательную активнось и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
- Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.
Основные методы работы Занятия проводятся два раза в неделю в школе № 84. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок. При работе с химическими реактивами руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы. Возраст обучаемых 11–15 лет. В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой. Тематический план Тема | Число часов для занятий | Теория | Практика | Экскурсия | 1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. | 1 час | 1 час | | 2. Общие вопросы охраны природы. | 4 часа | | 1 час | 3. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. | 5 часов | | 1 час | 4. Земля – наш общий дом. | 2 часа | | | 5. Флора и фауна. | 7 часов | 2 часа | 1 час | 6. Вода: её свойства и значения. | 2 часа | 3 часа | 1 час | 7. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. | 2 часа | 2 часа | 1 час | 8. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия. | 2 часа | 1 час | 1 час | 9. Земные недра и их охрана. | 2 часа | 1 час | 1 час | 10. Международная деятельность в области охраны природы. | 3 часа | 2 часа | | 11. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. | 5 часов | 3 часа | | 12. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам. | 6 часов | 3 часа | 2 часа | ИТОГО: | 41 час | 18 часов | 9 часов | ПРОГРАММА. 1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. (2 часа) Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Условие и характер самостоятельной работы членов кружка. 2. Общие вопросы охраны природы. (5 часов) Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения. Что мы не замечали (или не хотели замечать) в объяснениях термина “экология” Э.Геккелем, и к чему это привело? Структура современной экологии. Химическая экология. История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (химические предприятия г.Казани и Республики Татарстан). Экскурсия по поселку Дербышки, знакомство с предприятиями поселка (ОАО “КОМЗ”, ОАО “ХИТОН”, ОАО “ГИПО”, ОАО “Казанский хлебозавод №7”) 3. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. (6 часов) Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и сохранение мирового биоразнообразия. Государственные заповедники, заказники и памятники природы (Волжско-Камский государственный биосферный заповедник; национальный парк “Нижняя Кама”; почвенный заказник “Чулпан”; памятник природы - Голубое озеро; р.Казанка; Казанский дендрарий). Экскурсия на Голубые озера или в почвенный заказник “Чулпан”. 4. Земля – наш общий дом. (2 часа) Происхождение Земли, её строение и вид. Природные богатства планеты. Географическое положение России и Татарстана. Природные ресурсы Республики Татарстан. 5. Флора и фауна. (10 часов) Растительный и животный мир Республики Татарстан. Красная книга Российской Федерации и Республики Татарстан. Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов. Экскурсия в лес. Сбор гербариев. 6...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.08 | Просмотров: 2354
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|