Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Анализ работы социального педагога за год
Автор(ы): Гнедкова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Социальный педагог – соратник ребенка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность. Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…» Ю.В. Василькова. ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от нас, учителей. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в ноосферу – сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества. Современную отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, различные социокультурные группы, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе. Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность – общество – власть». Иными словами – обрести новую систему общественных ценностей. Оптимальным местом, где можно осваивать опыт взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых. Образование является неотъемлемой частью культуры. Современная российская культурно-историческая ситуация характеризуется прежде всего прерванной социальной функцией образования, которая заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа – один из активных и масштабных образовательных институтов. Джона Дьюи утверждает: «…Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период». Необходимо отметить, что не общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, а школа может предложить опыт социального взаимодействия. По мнению Л.С. Выготского, «образование ведет за собой развитие общества». Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона «Об образовании», провозгласившего демократические ценности, предложившего подходы к правовому образованию в школе. Кроме этого, стратегические цели реформ в системе образования четко обозначены в правительственном документе «Модернизация образования. Стратегия российской реформы». «Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, - говорится в документе, - чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов…Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура». В школе осуществляется постепенный переход силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге; от культуры, построенной на приоритете коллективных прав, к культуре, в основе которой лежат права и свободы личности: - Пересмотр педагогической позиции учителями и администраторами образования;
- Преобразование организационной культуры школы на основе уточненных целей и приоритетов педагогики;
- Исследование социальных ожиданий от школы детей и родителей и развертывание на основе полученных данных социокультурных проектов, содействующих становлению правовой культуры в школе;
- Создание условий, помогающих осознанию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров;
- Взаимодействие школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой.
Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты. Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному. Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого. Работа социального педагога МОУ «Куртуковская общеобразовательная средняя школа» ведется по плану работы школы на 2005-2006 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог: - Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
- Предупреждает отсев учащихся из школы;
- Поддерживает тесные связи с родителями;
- Изучает социальные проблемы учеников;
- Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.
- Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;
- Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
- Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;
- Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.
Контингент обучающихся Куртуковской школы составляет 126 детей из сел Куртуково, Сосновка, п.Кульчаны, п.Заречный («Юный Запсибовец») и г.г. Новокузнецк и Осинники. Социальная работа с многодетными и социально-незащищенными семьями. В начале учебного года была собрана информация о детях из многодетных семей. Таких семей в Куртуковской школе 3 : - Семья Поповых – Людмила (10 кл.), Светлана (8 кл.), Александр (3 кл.);
- Семья Эхсоновых – Александр (7 кл.), Роман (3 кл.);
- Семья Умаровых – Рустам (5 кл.), Мирзакулов Атабек (9 кл.)
К социально - незащищенным семьям относятся семьи из группы риска. По Куртуковской школе таких семей - 49. Из них в том числе: - Опекаемые - 3 семьи, в них 4 ученика школы. Старченко – Сергей (3 кл.) и Валентина (4 кл.), Кайшев Денис (8 кл.), Батракова Евгения (11 кл.).
- Малоимущие – 40 семей, в них воспитывается 54 ученика, все семьи зарегистрированы в Комитете по социальной защите Новокузнецкого района;
- Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид: Куртуков Александр (5 кл.);
- Неблагополучные - 8 семей, семьи Зименс В. и А., Земцовых В. и М., Капитоновых Г. и М., Ведерниковой Г. и Э., Помогаевой Н., Кормина А., Зайцевой А., Акбашева Г..
- Асоциальные семьи - 6 семей, семьи Титов А., Сергеева А., Колеватова М., Куцеваловой А., Блиновского С., Сурковой Е.
- Семьи, потерявшие кормильца - 16 семей. Семья Байдалиной О., Рыбкиной А., Нечунаевой Ю., Гераськина К., Хружковой С., Швалевой Д., Ожигановой М., Чиркова К., Блиновского С., Сурковой Е., Земцовых М. и В., Сергеева А., Кайшева Д. (умерла мать, воспитывает бабушка), Камбалиной Н., Рудь Г., Титова А.(умерла мать, воспитывает отец).
- Семьи военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий – 2 семьи. Семья Шабалиных (отец участник войны в Афганистане) – Виктория (3 кл.) и Артур (7 кл.), семья Гуровых (отец участник войны в Афганистане) – Юлия (2 кл.).
- Неполные семьи - 29 семей.
В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. Выявились семьи, в которых необходимо было решать вопросы с установлением опеки над несовершеннолетними. Это семьи, в которых воспитывался Блиновский Сергей (3 кл.), отец умер, мать находится в местах лишения свободы, опека оформляется на родную тетю; и семья Соловьева Евгения (6 кл.), отец и мать находятся в «бегах», опека оформляется также на родную тетю. В настоящее время документы находятся в органах опеки и попечительства для передачи их в суд для назначения опекунами родных людей. Для всех детей из семей группы риска было организовано одноразовое бесплатное питание на 54 человека и на 12 человек, посещающих группу продленного дня. Для обеспечения бесплатного питания социальным педагогом формировались индивидуальные пакеты документов на учеников школы, в случае отсутствия какого-либо документа были сделаны запросы в адресный стол г. Новокузнецка, проведены обследования жилищно-бытовых условий проживания учеников и составлены ходатайства в адрес Комитета по социальной защите населения Новокузнецкого района. Работа проводилась с каждой семьей индивидуально в тесном сотрудничестве с администрацией Куртуковской территории и специалистами по социальной работе. Из различных фондов благотворительности и администрации Новокузнецкого района оказывалась материальная помощь ученикам из социально-незащищенных семей в виде кондитерских продуктов, игрушек, канцтоваров и подарков к Новому году. Во время зимних каникул была организована коллективная поездка на цирковое представление в г. Новокузнецк (30 чел.). В течение учебного 2005-2006 года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающихся. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в администрацию Куртуковской территории и в Управление образования Новокузнецкого района. За год было оформлено два дела на родителей Швалевой Дарьи (8 кл.) и Колеватова Максима (9 кл.). Документы были переданы на комиссию в администрацию Куртуковской территории и в Управление образования Новокузнецкого района. С семьей Колеватова Максима была проведена огромная работа. Мальчика устраивали в ПУ -20, проходили с ним медобследование. Но все оказалось безрезультатно. Максим на занятия не вышел, от учебы в училище уклонился, работал у частника, также нерегулярно. В семье поддержки нет, мать «в бегах», в неизвестном направлении, отец – инвалид, злоупотребляет алкоголем. Семья живет у престарелой бабушки, т.к. собственный дом сгорел. В результате решением педсовета школы Максим оставлен на повторное обучение в 9 классе. Семья Швалевой Дарьи состоит из двух человек. Отец умер, мать работает в Сосновском сельсовете. Трудности с посещением уроков у Дарьи были, но с января 2006 года Даша перестала ходить на занятия. С матерью контакта у девочки нет. Школа, по месту работы матери, предоставила ходатайство с целью освобождения матери от работы для осуществления контроля за посещением занятий. Положительного результата не дождались. В итоге Дарья оставлена на повторное обучение в 8 классе. Организация досуга учащихся. В начале учебного года все ученики Куртуковской школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, эколого-биологические и математические кружки. Для осуществления работы школы полного дня, большое внимание уделялось работе групп продленного дня. Воспитатели работали с детьми по плану. Особую заботу проявляли профилактике утомляемости школьников и формированию у школьников адекватного представления о здоровом образе жизни. Профориентационная работа с учащимися. В кабинете социального педагога накоплен объемный материал по профессиональным учреждениям г. Новокузнецка, г. Осинники и городов региона. С учениками 9 и 11 класса были проведены беседы по профориентации, об основных принципах выбора профессии, проводилось тестирование выпускников. Большинство учащихся определились в выбранной профессии, смогли посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях. В рамках профориентационной работы были проведены индивидуальные консультации с выпускниками и их родителями. В начале учебного года была проведена большая работа с родителями Агаева Анвара по его трудоустройству в ПУ №20, по специальности «слесарь». Анвар не получил основного образования и выбыл в ПУ-20 из седьмого класса в возрасте 16-ти лет. Обучается с желанием, посещает занятия регулярно. В середине учебного года выбыла из 9 класса Ожиганова Мария в вечернюю школу Новокузнецкого района по семей...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5994
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|