Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся


Автор(ы): Беликова Марина Юрьевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, своё место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творческому, активному их применению.
Поэтому с первых дней работы в школе передо мной встала проблема: как научить детей использовать полученные знания в дальнейшей жизни, как соединить фундаментальное знание с прикладными умениями и навыками.
Ещё Аристотель заметил, что “…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…”
Со временем проблема не потеряла своей актуальности, более того, сейчас, в условиях модернизации образования одним из направлений модернизации является переход от знаньевой к компетентностной модели образования. Несмотря на общее признание значимости этой проблемы в науке и практике отсутствуют достаточно ясные представления о путях реализации такого подхода в практике преподавания различных образовательных областей. В настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения: образование является предметным, монофункциональным; у учащихся не развито рефлексивное мышление, адекватность самоанализа и самооценки; учащиеся не умеют применять полученные знания в жизненных ситуациях, так как у них отсутствует опыт творческой деятельности.
Поэтому, работая над темой “Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся”, я поставила перед собой задачи:
  • разработать структуру процесса обучения, позволяющую сформировать ведущие компетентности учащихся;
  • скоррелировать учебный материал в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся;
  • сформировать у учащихся умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Научно-практическими основами опыта являются идеи В.В.Серикова о компетентностном подходе к разработке содержания образования, а также идеи А.В.Хуторского об определении общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристики нового подхода к конструированию образовательных стандартов.
Для осуществления процесса обучения и реализации поставленных задач были отобраны педагогические средства:
  1. Формы учебных занятий – различные виды уроков (комбинированные уроки, урок-путешествие, урок-конференция, урок-деловая игра, урок-лекция, урок-семинар, урок-бенефис, урок-аукцион, урок-театрализация, урок-исследование, зачёт-вертушка).
  2. Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, коллективная работа (в парах, группах).
  3. Методы и приёмы обучения – перцептивные (словесные, наглядные), гностические (проблемно-поисковые, исследовательские), методы письменного контроля, методы и приёмы формирования интереса к учению.
С целью формирования ведущих компетентностей у учащихся я вношу изменения в содержание, структуру, методы, технологии и формы изучаемого предмета. Программа Р.П. Суровцевой, Л.С.Гузея “Химия-9” рассчитана на 2-3 часа в неделю, но имеется определённый резерв часов, который я могу использовать при 3-х часовой программе для расширения и углубления содержания материала темы. При разработке тематического планирования изменяю структуру изучения материала, не нарушая логики, последовательности его изложения. Так, в теме 6 “Химия металлических элементов” ввожу 6 дополнительных уроков, которые позволяют насытить материал прикладными химическими знаниями, сведениями о практическом значении наиболее важных химических процессов в области металлов и металлургии, а также учебными ситуациями проблемного характера. ( Приложение 1, Приложение 2).
При сравнении этих двух фрагментов тематического планирования можно сделать вывод, что авторский вариант позволяет использовать на уроках фактический материал, необходимый для формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Удачно найденные формы проведения уроков, методы обучения и формы организации учебной деятельности позволяют развивать креативную компетентность и коммуникативные качества личности. Подобную корректировку содержания и форм обучения провожу в каждой теме курса химии. Анализируя тематическое планирование, можно заметить, что основу осуществляемого мною процесса обучения составляет вариативная последовательность организационных форм учебных занятий, которой присуще естественное включение уроков нетрадиционной формы.
За основу построения урока беру классическую структуру комбинированного урока: опорные знания –> информация –> оценка знаний и обогащаю его разнообразными видами учебной деятельности, которые способствуют соединению фундаментальных и прикладных знаний учащихся.
Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях.
Эти необходимые планируемые результаты представляют собой требования к усвоению учебного материала учащимися, что является конкретным выражением целей учителя. В зависимости от этих целей и требований подбираю формы уроков, включаемых в определённый раздел программы.
Предлагаю один из вариантов классификации используемых мною уроков. Она исходит не только из планируемых результатов обучения, но и из стадий процесса учебного познания (усвоения нового материала – формирования новых знаний и умений, их закрепления и систематизации, контроля и оценки полученных результатов).
Каждому типу уроков в моей работе предложены формы и приведены конкретные примеры из практики.
I тип уроков. Уроки формирования новых знаний.
Формы уроков: уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-исследования, уроки-сказки, уроки-инсценировки.
II тип уроков. Уроки обучения умениям и навыкам.

Формы уроков: уроки-диалоги, уроки-расследования, уроки деловой и ролевой игры (Приложение 3), практические работы.
III тип уроков
. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Формы уроков: интегрированные уроки, уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-семинары, театрализованные уроки, уроки-путешествия, уроки-соревнования, урок-аукцион (Приложение 4), игровые уроки (КВН, “Что? Где? Когда?”, “Умники и умницы”, “Счастливый случай”, “Последний герой”).
IV тип уроков.
Уроки проверки и учёта знаний и умений.
Формы уроков: уроки-викторины, уроки-конкурсы, творческий отчет, общественный смотр знаний, зачет-вертушка.
V тип уроков. Комбинированные уроки.

Сочетание всех вышеперечисленных форм уроков, использование их в системе позволяет формировать стойкий интерес к предмету, развивать креативные навыки учащихся и способствует приобретению ими ведущих компетентностей учения.
Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности.
Собственный опыт использования различных форм учебных занятий позволил мне скоррелировать возрастные группы учащихся и различные виды деятельности.
Класс.Ступень в освоении ведущих компетентностей. Формы учебных занятий, виды деятельности. Уровень активности учащихся
8 класс(I ступень)
  • урок – театрализация;
  • урок – сказка;
  • урок – путешествие;
  • урок – соревнование;
  • урок – конкурс;
  • урок – игра “Пин-понг”
  • использование химического эксперимента
I уровень (работа по образцу, репродуктивная деятельность без опоры, сенсорное восприятие, навыки общения)
9 класс(II ступень)
  • урок – конференция;
  • урок – семинар;
  • общественный смотр знаний;
  • урок - исследование.
II уровень (интерпритационный, продуктивная деятельность, проблемно-поисковая деятельность).
10 класс(III ступень)
  • деловая игра;
  • ролевая игра;
  • урок – расследование;
  • регламентированная дискуссия
II – III уровень (творческий, перенос знаний в конкретную ситуацию).
11 класс(IV ступень)
  • метод проектов;
  • урок – бенефис;
  • имитационные игры;
  • педагогическая мастерская;
  • урок – суд.
III уровень (творческий, перенос знаний в жизненную ситуацию).
На первой ступени учащиеся осваивают умения и навыки репродуктивной деятельности, получают навыки общения в парах, группах, осознают значение знаний для решения практических задач.
Вторая ступень позволяет достичь умений и навыков продуктивной самостоятельной деятельности, а также развить коммуникативные качества: умение “говорить и быть понятым”, доказательно отстаивать своё мнение.
Третья ступень знакомит учащихся с правилами следования социальным ролям в достижении общих целей при исследовании проблемы. Возникающее в результате ролевой игры целостное представление о проблеме служит основанием для общей дискуссии и понимания её многогранности.
На четвёртой ступени происходит приращение не столько фактического знания, сколько умения действовать в различных жизненных ситуациях. Учащиеся должны “превзойти себя и обстоятельства, действуя в пределах правил” (определение М.М. Крюкова).
Эти ступени представляют собой систему последовательного осознания учащимися своих личных особенностей, реальных ценностей, освоения навыков социального взаимодействия, переноса фундаментального знания на конкретную жизненную ситуацию.
Особое внимание при конструировании конкретного урока уделяю целеполаганию, поскольку “кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра” (Сенека). Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие навыки выработать. На всех видах уроков цели планирую в трёх уровнях усвоения, для того, чтобы все учащиеся с разной степенью обученности могли достичь положительных результатов в приращении знаний и умений на каждом уроке.
При отборе содержания учебного материала руководствуюсь следующими принципами: соответствие учебной информации теме, точность, научность, современность, доступность, связь с ранее изученным. Учебный материал обогащаю историческими данными об открытии законов, о жизни и деятельности учёных. Использую на уроках дополнительную, занимательную, познавательную информацию. Практикую углубленное изучение отдельных тем курса в соответствие с возможностями учащихся.
В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, в парах).
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает мне учесть возрастные и психологические особенности каждого ученика. Например, при исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения в индивидуальном темпе.
Фронтальная форма учебной работы позволяет обеспечивать одновременное руководство всеми учащимися, активно управлять восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками класса.
При использовании коллективной работы класс делится на временные группы, для совместного решения определённой задачи. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма организации учебной деятельности позволяет мне сформировать у учащихся навыки коллективного труда, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, а также умение действовать в различных жизненных ситуациях (Приложения 3, 4).
Выбор методов и приёмов обучения, последовательность их применения зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Словесные методы (лекция, рассказ, беседа) чаще применяю для объяснения нового материала, для введения в тему.
Сделать восприятие учебного материала более доступным, значимым помогают наглядные методы обучения: демонстрация эксперимента, видео демонстрация, кино показ, таблицы, иллюстрации, наглядные пособия, макеты производств.
Практические методы (проведение экспериментальных опытов, решение расчётных задач, выполнение упражнений) позволяют формировать у учащихся самостоятельность, культуру труда, совершенствовать прикладные умения и навыки.
Гностические методы занимают ведущее место на уроках, особенно в старших классах. Исследовательский, проблемно – поисковый метод является ведущим в конструировании уроков в 10 – 11 классах. Следуя мысли Дистервега о том, что “плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить”, стремлюс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.09 | Просмотров: 2105

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340