Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Проблемное методическое объединение как средство повышения профессионального мастерства педагогов в области экологического воспитания дошкольников
Автор(ы): Такмакова Ольга Владимировна, зам. заведующей по воспитательной и методической работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. С принятием закона Российской Федерации “Об образовании” и Федерального закона РФ “Об охране окружающей среды” созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения. Последний закон в главе “Основы формирования экологической культуры” устанавливает обязательность всеобщего комплексного экологического образования: статья 71 - Всеобщность и комплексность экологического образования, статья 72 - Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях. Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы воспитатели овладевали новыми формами работы, использовали в практической работе с детьми разнообразные метода и приёмы. Одним из средств повышения профессионального уровня педагогов в данной области является проблемное методическое объединение воспитателей. Проблемное методическое объединение воспитателей г. Рубцовска Алтайского края “Инновации в экологическом воспитании дошкольников” работает с 2002 года. Участники его – заинтересованные этой проблемой воспитатели из всех детских садов города. Занятия проводятся 4 раза в год по планам, разработанным руководителем объединения и утверждённым руководителем городского информационно-методического центра. Начиналась работа на базе детского сада № 57 “Алёнушка”, приоритетным направлением работы которого является именно воспитание основ экологической культуры. В течение двух лет воспитатели города знакомились с опытом работы лучших педагогов этого учреждения. Цель методического объединения – повышение профессионального уровня педагогов в области экологического воспитания. В процессе занятий решались следующие задачи: 1. Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников. 2. Практическая реализация интегрированного подхода в работе с детьми. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, практическую часть и обмен опытом по результатам выполнения индивидуальных заданий. Темы, рекомендуемые для изучения и обсуждения на этом этапе: Занятие № 1 Лекция “Понятие “экологическое воспитание”, его отличие от традиционного ознакомления с природой”. Выставка методической литературы, обзор вариативных программ. Рекомендации по созданию условий для экологического воспитания в детском саду. Занятие № 2. Круглый стол “Планирование работы по экологическому воспитанию. Формы и методы работы с детьми в разных возрастных группах”. Занятие № 3. Дидактические игры экологического содержания. Практикум “Новые игровые приёмы, применяемые при обучении дошкольников”. Выставка дидактических игр. Занятие № 4. Диагностика уровня экологической воспитанности: критерии и методика диагностирования. Занятие № 5 . Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения. Место интегрированных занятий в системе работы по экологическому воспитанию, их структура. Эколого-оздоровительная работа. Занятие № 6. Новые формы работы по экологическому воспитанию. Вернисаж педагогических идей “Природоохранные акции, экологические прогулки и многое другое…” Занятие № 7 Интеграция внутренняя и внешняя. Организация внешних связей с целью установления преемственности в экологическом воспитании. Комплекс непрерывного экологического воспитания: от детского сада к школе. Занятие № 8. Смотр результативности природоохранных акций в ДОУ города. Круглый стол “Перспективы экологического воспитания”. Место проведения – городской краеведческий музей. Методы работы с воспитателями: деловая игра, мини-сочинение, анкетирование, коллективное обсуждение проблем, просмотр открытых занятий с детьми и обсуждение, игровой практикум, презентация опыта и другие. По итогам двух лет работы было проведено анкетирование педагогов-участников. Результаты его подтвердили, что материалы методического объединения применяются в практической работе, осмысливаются и творчески перерабатываются. На основе анкетирования было определено содержание работы на перспективу. Тема третьего года работы методического объединения: “Использование новых технологий в экологическом воспитании”. Цели: - Помочь педагогам использовать новые технологии применительно к экологическому воспитанию дошкольников.
- Познакомить с опытом работы детских садов города, способствовать накоплению и обобщению опыта по разделу, содействовать росту профессионального мастерства педагогов.
Содержание работы: Занятие № 1. Исследовательская деятельность дошкольников. Деловая игра. Открытое занятие. Занятие № 2. Метод проектов в экологическом воспитании. Подготовка детских исследовательских проектов к участию в городской конференции “Почемучки в поиске”. Занятие № 3. Эколого-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников. Презентация авторской программы краеведения “Наша малая Родина”. Занятие № 4. Детское экспериментирование – особенности и методика. Результативность работы: в ходе теоретического обучения и практической деятельности педагоги познакомились с новыми технологиями, шире стали применять изученные методы, использовать сочетание ценностного и деятельностного компонентов в экологическом воспитании. Кроме того, ими представлен собственный опыт работы с детьми на основе использования современных технологий, 5 воспитателей повысили свою квалификационную категорию. Оформлено и распространено среди детских садов города видеопособие “Экологизация предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях города Рубцовска: проекты, идеи, находки”. Сегодня работа методического объединения основывается на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Чтобы помочь педагогам оценить возможности и преимущества интегрированного подхода, был проведен цикл занятий с педагогами, разработана таблица-схема установления интегративных связей в процессе формирования экологической культуры. Открытые просмотры занятий помогли педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов: музыкальных руководителей, воспитателей изобразительной деятельности, руководителей физического воспитания, педагогов-психологов. Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности. Педагогами – участниками методического объединения - определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны различные маршруты в природу: на луг, в парк Победы, к реке Алей. Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы. В результате во многих детских садах города педагогами применяются новые формы работы по экологическому воспитанию. Воспитателями разработаны конспекты занятий для различных возрастных групп с использованием инновационных технологий. В 2005-2006 учебном году на занятиях методического объединения была подробно рассмотрена тема “Место игры в экологическом воспитании дошкольников”. Цели: Раскрыть пути приобщения детей к эколого-природоведческому образованию через посредство игровых педагогических технологий. Расширять использование игровых обучающих ситуаций в практической работе педагогов. Способствовать росту профессионализма педагогов, выявлению передового педагогического опыта. № п/п | Тема | Содержание | Место проведения | Время проведения | Подготовка | 1. | Современное обоснование использования игровых технологий в экологическом воспитании детей | 1. Теоретическое обоснование актуальности вопроса – О.В.Такмакова2. Открытое занятие “Экологическая игра как средство эмоционального развития дошкольников” Н.В.Данилян | д/с № 2 “Лучик” | Сентябрь 22.09. | | 2. | Игровые обучающие ситуации | 1. Практикум “ИОС в экологическом воспитании”2. Занятие с использованием игрового персонажа. А.А.Буханько | д/с № 8 “Крепыш” | Ноябрь 24.11. | Выставка игровых персонажей с описанием использования | 3. | Игра-путешествие с элементами сюжетной игры | 1. Проектирование игр-путешествий в различных возрастных группах – И.В.Кунгурова. д/с № 232. Просмотр игры-путешествия Г.П.Шмакова | д/с № 19 “Рябинка” | Февраль 3-й четверг месяц | | 4. | Подвижные игры с элементами имитации | 1. Тренинг “Обучение взаимодействию с природой через игру”2. Экологический праздник Е.В.Быстрянцева 3. Подведение итогов | д/с № 57 “Аленушка” | Апрель 3-й четверг месяца | Выставка методической литературы по теме | Изучено теоретическое обоснование использования игровых технологий в процессе экологического воспитания. Педагогами получено представление о практическом применении игровых обучающих ситуаций, игр-путешествий с элементами сюжетной игры, подвижных игр экологического содержания. В течение года использовались следующие методы работы: теоретическое сообщение, игровой практикум, обмен опытом, коллективное обсуждение проблемной ситуации, тренинг, обучение игровым приёмам, просмотр и обсуждение открытых мероприятий, аннотирование литературы. Проведена выставка методических разработок “Игровые персонажи в экологическом воспитании”, которая вызвала большой интерес. Участники методобъединения поделились с коллегами идеями, своими авторскими находками в области экологического в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.10 | Просмотров: 4872
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|