Главная / Методические материалы / Преподавание химии
История химии в вопросах и задачах
Автор(ы): Вотинцева Татьяна Андреевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема «Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента» Задания для работы в парах или группах. Рассчитайте относительную молекулярную массу вещества. Определите массовые доли химических элементов в соединениях. Формула минерала | Цвет | История минерала | Александрит | Объединяет цвета военного флота Российской Империи: зеленый (при дневном освещении) и красный (при искусственном). | Назван в 1842 г. в честь совершеннолетия царя Александра II. Лучшие камни стоят от 6000 до 20000 долларов за карат (0,2г). | Сапфир | Разновидность минерала корунда, синего цвета, по твердости уступает только алмазу. | Большой кристалл сапфира украшал когда-то корону египетской царицы Клеопатры. | Малахит | Зеленого цвета, хрупкий минерал, легко разлагающийся при действии кислоты, даже такой слабой как лимонный сок. | Считается русским камнем. Слава его началась с 1635г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников, сейчас полностью выработанных. | Изумруд | Зеленого цвета из-за примеси хрома. Также содержит примеси железа и ванадия. | В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа. Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал горящий Рим. | Нефрит | Обладает высокой прочностью, стоек к истиранию. Статуя Будды в Китае – из белого нефрита; надгробная плита на могиле Тамерлана - из темно-зеленого нефрита (в Самарканде). | В Китае – национальный камень: ранее изготавливали монеты и пластины, служившие паспортом для посланцев императора. | Бирюза | Голубого цвета из-за присутствия ионов меди. Неустойчива химически, т.к. впитывает жиры, поглощает влагу, “боится” солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. | В Оружейной палате Московского Кремля хранится трон Бориса Годунова с крупными вставками из отличной бирюзы. | Тема « Кислород. История открытия и исследования». Информацию по данной теме можно применять в ходе традиционного урока, а так же в конференциях, деловых и развивающих играх. Информационное обеспечение вопроса | Вопрос | Ученые ХVII-XVIII века, не зная состава воздуха, давали различные названия его компонентам:«мефитический воздух» «испорченный воздух» «горючий воздух» «огненный воздух» | Попробуйте найти соответствие данных названий составным компонентам воздуха.Ответ: | Первым получил и исследовал кислород еще в начале XVII в. голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел. В 1615г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы на три часа. Но работы Дреббеля практически не повлияли на развитие химии. | Выскажите свои предположения, почему открытие кислорода Дреббелем было неизвестно среди ученых того времени?Ответ: Изобретение подводной лодки носило военный характер, поэтому все, что было с ним связано, засекретили. | Многие ученые прошлого догадывались, что существует вещество со свойствами, которые присущи кислороду, однако так и не смогли его открыть. | Перечислите свойства простого вещества кислорода, из-за которых задержалось открытие вездесущего элемента кислорода.Ответ: Кислород невидим (бесцветен), безвкусен, газообразен, лишен запаха. | К.Шееле раньше, чем Дж.Пристли, открыл кислород и раньше, чем Д.Резерфорд, открыл азот, но приоритеты остались за Пристли и Резерфордом. | Выскажите свои предположения о причинах неудач Шееле.Ответ: Это произошло из-за небрежности издателя. Пристли опубликовал работу в начале августа 1774 г., а рукопись Шееле «Химический трактат о воздухе и огне» была издана только в конце того же месяца. | Ф.Энгельс считал, что настоящим первооткрывателем кислорода следует считать французского химика Антуана Лорана Лавуазье. | В чем состоит заслуга Лавуазье?Ответ: Он определил участие кислорода в процессах дыхания и горения, опровергнув тем самым учение о флогистоне и создав свою теорию горения. | Земная атмосфера сформировалась за счет выделения газов из горных пород и анаэробного фотосинтеза. В настоящее время в атмосфере содержится 21% (по объему) кислорода. Существует два критических значения содержания кислорода в воздухе: 15% и 30%. | Объясните опасность этих значений. Ответ: При концентрации кислорода менее 15% обычный процесс горения стал бы невозможным, а при 30% первый же удар молнии сжег бы все на Земле. | Тема “Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории”. Исторические факты | Вопросы | У французского химика Шарля-Адольфа Вюрца (1817 – 1884), президента Парижской академии наук, во время опыта при нагревании смеси трихлорида фосфора и натрия в открытой пробирке произошел сильный взрыв. Осколки поранили ему лицо и руки, попали в глаза. Удалить их сразу из глаз не удалось. Постепенно, однако, они стали выходить сами. Лишь через несколько лет хирурги восстановили Вюрцу нормальное зрение. | Как надо было вести процесс, чтобы избежать несчастного случая? | “Я серьезно не знал ни одного сколь-нибудь выдающегося химика, который бы курил”.(В. Оствальд, 1886г.) | В чем причина, на ваш взгляд, негативного отношения к курению химиков? | В химической лаборатории, которой руководил Вильгельм-Фридрих Оствальд, было строжайше запрещено курение. Когда студенты слышали шаги Оствальда, они выбрасывали сигареты в ящики, пускали немного сероводорода или другого сильно пахнущего газа, чтобы заглушить табачный запах. | Прокомментируйте действия студентов с точки зрения техники безопасности и экологии. | Французский химик XVIII в. Пилатр де Розье заинтересовался, что будет, если вдохнуть водород - до него этого никто не пробовал.Нe заметив сначала никакого эффекта, Розье решил убедиться, проник ли водород в легкие. Еще раз глубоко вдохнув водород, он выдохнул его... на огонь свечи. | Что произошло дальше и почему? Водород был, конечно, смешан с воздухом, и произошел взрыв! | Русский академик Леман умер в результате отравления мышьяком, попавшим ему в легкие и пищевод при взрыве реторты в лаборатории. | Каковы, на ваш взгляд, причины данной трагедии? | Ранняя смерть Шееле в возрасте сорока четырех лет была вызвана, видимо, отравлением впервые полученным им циановодородом и арсином , о сильной ядовитости которых Шееле не подозревал. Американский химик Джеймс Вудхауз (1770 – 1809) умер в возрасте тридцати девяти лет от систематического отравления монооксидом углерода СО, не подозревая о токсичности этого газа. Он занимался исследованием восстановления железных руд древесным углем: . | Сформулируйте основные правила работы с ядовитыми и неизвестными веществами. | Тема «Массовая доля вещества, массовый выход» В задачах закрепляется умение применять следующие понятия: массовая доля вещества, молярный объем, количество вещества, массовый выход, масса веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции, массовая доля растворенного вещества. Содержание задачи | Вопросы задачи | Аммиак получил свое название от древнеегипетского слова «аммониан». Так называли поклоняющихся богу Аммону, которые во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь, имеющий запах аммиака.Позднее аммиак получали в виде водного раствора при сухой перегонке без доступа воздуха природного азотсодержащего сырья (кожевенные отбросы, кости, кровь с боен и др.). Из одной тонны такого сырья удавалось выделить около 600 кг аммиачной воды, содержащей до 12% аммиака. Эту «воду» продавали как «нашатырный спирт». | Найдите объем, который занял бы аммиак, содержащийся в 600кг аммиачной воды.Найдите массовый выход аммиака из 1т сырья аммиачной воды из 1т сырья. Определите среднее процентное содержание азота в природном азотсодержащем сырье. | Самородное железо на Земле – редкость. До сих пор оно было найдено только на берегу острова Диско вблизи Гренландии и содержало 1% никеля и 0,1% платины. В 1905 г. у острова Русский на Дальнем Востоке обнаружен самородный чугун с содержанием 3,2% углерода. | Рассчитайте, какую массу никеля и платины содержит кусок самородного железа массой 300г.Какова масса углерода в самородном чугуне массой 500г? | Первое оружие было изготовлено в конце V – начале IV тысячелетий до н. э. из природного золота, содержавшего до 18% серебра и других металлов. | Рассчитайте массу серебра в золотом клинке, массой 750г. | Бронза – сплав меди и олова. В древней бронзе, из которой делали более твердое и прочное оружие и посуду, чем из золота и меди, содержалось 2—16% олова. | Найдите минимальную и максимальную массу меди, содержащуюся в бронзовой посуде массой 1кг. | На территории современной Турции за 1900 лет до н. э. в ходу были свинцовые монеты, а обмен свинца на серебро велся из расчета 180 к 1. Серебро в те времена было всеобщим эквивалентом. Его отмеряли четырьмя весовыми единицами: «талант» (30 кг), «мина» (0,5 кг), «сикль» (8 г), «зернышко» (1/180 доля сикля). «Зернышко» равнялось одному сиклю «черного» свинца. | Рассчитайте количество вещества серебра, содержащиеся в 1 «таланте»; в 1 «мине»; в 1 «сикле»; в 1 «зернышке», если принять, что серебро не имеет примесей. Сколько сиклей свинца равняется 1 «таланту» серебра? | С 1720 г. для производства азотной кислоты начали строить заводы, на которых применялась серная кислота: Сведения об этой реакции были найдены в записках Петра 1: «Фунт истертой селитры положит в стекляной реторт и взлить на то по малу фунт самого чистого масла купоросного...». Если применять концентрированную серную кислоту («купоросное масло») и чистую селитру (нитрат калия), то «водка» получалась «крепкой» 96 – 98% . | Фунт - 0,4 кг. Рассчитайте, какое количество вещества можно было получить согласно этим записям. Для расчета возьмите массу только одного из исходных веществ.Рассчитайте массу 100% азотной кислоты; Рассчитайте массу 98% азотной кислоты. | Тема «Соли» Содержание понятия “соль” впервые раскрыл немецкий аптекарь Отто Тахений (1620-1699). В одном из своих сочинений он писал: «Все соли состоят из какой-либо кислоты и из какой-либо щелочи... из этих двух универсальных принципов составлены все тела мира» Найдите неточности в высказывании и объясните свою точку зрения Исторические названия солей | Вопросы/Ответы | Горькая соль Слабительная соль<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.10 | Просмотров: 1282
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|