Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы)


Автор(ы): Быстрицкая Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Чтобы понимать ребёнка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Д.И. Писарев
Каждый твой день, проведённый в школе, каждое общение с ребятами всегда приносят радость. Учитель должен понимать ребёнка, входить в его положение, вместе с ним сопереживать и радоваться. Иначе и быть не может.
Учитель старается с первых дней работы в школе прививать интерес к предмету, развивать способности ребёнка, учить жить в обществе.
Думаю, что использование технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (далее – ИОСО) на уроках литературы помогает мне решать эти проблемы.
Вот уже четвёртый год продолжается моё “исследование” по программе и учебникам А.Г. Кутузова “В мире литературы”
Работа над методической темой
Методическая тема С какого года работает Что наработано В какой форме защищает тему Результат Перспективы
ИОСО 2003–2004 Дидактический материал.Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.
Индивидуально-ориентированный план (далее – ИОП).
Доклад на ШМО Повышение качества ЗУН по литературе. Продолжить работу по ИОСО в 7-м классе
2004–2005 Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе. ИОП.
Дидактический материал.
“Карта совместных наблюдений с психологом школы динамики психологического развития учащихся”
Проведение открытых уроков Положительная динамика психологического развития учащихся.Повышение качества ЗУН по литературе. Продолжить работу по ИОСО в 8 классе.Создать творческую группу “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов”
2005–2006 Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.ИОП.
Дидактический материал.
“Карта совместных наблюдений…”
Проведение занятий творческой группы“ИОСО на уроках литературы.
Проведение мониторинга отслеживания результатов”
Творческая группа.Положительная динамика психологического развития учащихся.
Повышение качества ЗУН по литературе.
Продолжить работу по ИОСО в 9 классе.Продолжить работу творческой группы
“ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов”
2006–2007 Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе.ИОП.
Дидактический материал.
“Карта совместных наблюдений…”
Проведение занятий творческой группы“ИОСО на уроках литературы.
Проведение мониторинга отслеживания результатов”
Творческая группа.Положительная динамика психологического развития учащихся.
Повышение качества ЗУН по литературе.
Выпуск 2-х брошюр:
1. “Мониторинг отслеживания результатов на уроках литературы”;
2. “Структура описания опыта внедрения технологии ИОСО на уроках литературы”
Продолжить работу по ИОСО в 10 классе.Продолжить работу творческой группы
“ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов”
Помочь каждому учащемуся составить индивидуальную образовательную программу и индивидуальный учебный план.
С самого начала работы были трудности с родителями, но сейчас их нет. Остаются они с учащимися (не все умеют адекватно оценивать свои возможности). Завышенная самооценка у 9 человек из класса (38%, всего 24 человека). Большинство учащихся научились сдавать в срок, определённый индивидуально-ориентированным планом (далее ИОПом), задания (13 человек из 24 – 54%). Двое постоянно работают с опережением материала (9%).
В 9 классе сейчас использую углубленное изучение материала в теме, исключая некоторые занятия по внеклассному чтению, из-за нехватки времени, которое теряется при полном соблюдении структуры уроков-лекций и лабораторных занятий.
Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование дополняю колонкой “Рефлексия”, которая помогает при анализе любого урока. Например, календарно-тематическое планирование по теме “Духовная литература”, 7 класс (учебник под редакцией А.Г. Кутузова “В мире литературы”, 7 класс, М, “Дрофа”, 2002 г.)
Раздел Количество часов по плану Факт Резерв Форма изучения Темы Сроки проведения Рефлексия Термины, понятия, оборудование
Духовная литература 6 6 1. Урок-лекция Духовная литература 03.12 1. Духовная литераура2. Житие
3. Идеальный образ
4. Слова на сносках (стр.155-168)
2. Отработка теоретического материала Способы создания характера в произведениях духовной литературы 06.12
3. Тренаж Борис Зайцев. “Житие Сергия Радонежского” 10.12
4. Практикум Дмитрий Балашов. “Похвала Сергею” 13.12
5. Практикум Образы “героев” духовной литературы 17.12
6. Зачёт Духовная литература 20.12
Индивидуально-ориентированные планы (ИОПы)
ИОПы для учеников составляю сама по форме:
Справочная литература Сроки Знать и уметь “3” “4” “5” Дополнительные задания
Урок-лекция
Соблюдаю структуру школьной лекции по ИОСО:
  • психологический настрой, сообщение темы, цели – 5 минут;
  • лекция – 15 минут;
  • работа в группах, парах – 20 минут;
  • подведение итогов – 5 минут.
Лабораторные занятия
К лабораторным занятиям относятся тренажи и практикумы, направленные на закрепление теоретического материала по теме.
Сначала составляю проект учебного лабораторного занятия (далее – УЗ) по теме, а потом только пишу конспект урока. Я приведу пример подробного проекта УЗ по теме: “В.Г. Короленко “Парадокс”
1. Педагогическая ситуация:
8 класс (средний), учитель – 1 категория, материал – учебник, ИОП, день недели – вторник, 2-й урок
2. Тема:
Литература: В.Г. Короленко “Парадокс”, практикум (2-е лабораторное занятие).
Значимость: отрабатываются ЗУНы с применением теории на практике; предполагается
выявление фундаментальных понятий, определение их значений для понимания дальнейшего и осмысления пройденного ранее теоретического материала.
Сложность материала (анализ):
  • интерес;
  • дифференцированные задания в группах;
  • право выбора;
  • рефлексия через самостоятельную работу.
3. Цель:

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.10 | Просмотров: 2600

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340