Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы)
Автор(ы): Быстрицкая Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Чтобы понимать ребёнка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.И. Писарев Каждый твой день, проведённый в школе, каждое общение с ребятами всегда приносят радость. Учитель должен понимать ребёнка, входить в его положение, вместе с ним сопереживать и радоваться. Иначе и быть не может. Учитель старается с первых дней работы в школе прививать интерес к предмету, развивать способности ребёнка, учить жить в обществе. Думаю, что использование технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (далее – ИОСО) на уроках литературы помогает мне решать эти проблемы. Вот уже четвёртый год продолжается моё “исследование” по программе и учебникам А.Г. Кутузова “В мире литературы” Работа над методической темой Методическая тема | С какого года работает | Что наработано | В какой форме защищает тему | Результат | Перспективы | ИОСО | 2003–2004 | Дидактический материал.Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе. Индивидуально-ориентированный план (далее – ИОП). | Доклад на ШМО | Повышение качества ЗУН по литературе. | Продолжить работу по ИОСО в 7-м классе | | 2004–2005 | Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе. ИОП. Дидактический материал. “Карта совместных наблюдений с психологом школы динамики психологического развития учащихся” | Проведение открытых уроков | Положительная динамика психологического развития учащихся.Повышение качества ЗУН по литературе. | Продолжить работу по ИОСО в 8 классе.Создать творческую группу “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” | | 2005–2006 | Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.ИОП. Дидактический материал. “Карта совместных наблюдений…” | Проведение занятий творческой группы“ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” | Творческая группа.Положительная динамика психологического развития учащихся. Повышение качества ЗУН по литературе. | Продолжить работу по ИОСО в 9 классе.Продолжить работу творческой группы “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” | | 2006–2007 | Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе.ИОП. Дидактический материал. “Карта совместных наблюдений…” | Проведение занятий творческой группы“ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” | Творческая группа.Положительная динамика психологического развития учащихся. Повышение качества ЗУН по литературе. Выпуск 2-х брошюр: 1. “Мониторинг отслеживания результатов на уроках литературы”; 2. “Структура описания опыта внедрения технологии ИОСО на уроках литературы” | Продолжить работу по ИОСО в 10 классе.Продолжить работу творческой группы “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” Помочь каждому учащемуся составить индивидуальную образовательную программу и индивидуальный учебный план. | С самого начала работы были трудности с родителями, но сейчас их нет. Остаются они с учащимися (не все умеют адекватно оценивать свои возможности). Завышенная самооценка у 9 человек из класса (38%, всего 24 человека). Большинство учащихся научились сдавать в срок, определённый индивидуально-ориентированным планом (далее ИОПом), задания (13 человек из 24 – 54%). Двое постоянно работают с опережением материала (9%). В 9 классе сейчас использую углубленное изучение материала в теме, исключая некоторые занятия по внеклассному чтению, из-за нехватки времени, которое теряется при полном соблюдении структуры уроков-лекций и лабораторных занятий. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование дополняю колонкой “Рефлексия”, которая помогает при анализе любого урока. Например, календарно-тематическое планирование по теме “Духовная литература”, 7 класс (учебник под редакцией А.Г. Кутузова “В мире литературы”, 7 класс, М, “Дрофа”, 2002 г.) Раздел | Количество часов по плану | Факт | Резерв | Форма изучения | Темы | Сроки проведения | Рефлексия | Термины, понятия, оборудование | Духовная литература | 6 | 6 | | 1. Урок-лекция | Духовная литература | 03.12 | | 1. Духовная литераура2. Житие 3. Идеальный образ 4. Слова на сносках (стр.155-168) | | | | | 2. Отработка теоретического материала | Способы создания характера в произведениях духовной литературы | 06.12 | | | | | | 3. Тренаж | Борис Зайцев. “Житие Сергия Радонежского” | 10.12 | | | | | | 4. Практикум | Дмитрий Балашов. “Похвала Сергею” | 13.12 | | | | | | 5. Практикум | Образы “героев” духовной литературы | 17.12 | | | | | | 6. Зачёт | Духовная литература | 20.12 | | Индивидуально-ориентированные планы (ИОПы) ИОПы для учеников составляю сама по форме: Справочная литература | Сроки | Знать и уметь | “3” | “4” | “5” | Дополнительные задания | | | | | | | | Урок-лекция Соблюдаю структуру школьной лекции по ИОСО: - психологический настрой, сообщение темы, цели – 5 минут;
- лекция – 15 минут;
- работа в группах, парах – 20 минут;
- подведение итогов – 5 минут.
Лабораторные занятия К лабораторным занятиям относятся тренажи и практикумы, направленные на закрепление теоретического материала по теме. Сначала составляю проект учебного лабораторного занятия (далее – УЗ) по теме, а потом только пишу конспект урока. Я приведу пример подробного проекта УЗ по теме: “В.Г. Короленко “Парадокс” 1. Педагогическая ситуация: 8 класс (средний), учитель – 1 категория, материал – учебник, ИОП, день недели – вторник, 2-й урок 2. Тема: Литература: В.Г. Короленко “Парадокс”, практикум (2-е лабораторное занятие). Значимость: отрабатываются ЗУНы с применением теории на практике; предполагается выявление фундаментальных понятий, определение их значений для понимания дальнейшего и осмысления пройденного ранее теоретического материала. Сложность материала (анализ): - интерес;
- дифференцированные задания в группах;
- право выбора;
- рефлексия через самостоятельную работу.
3. Цель:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.10 | Просмотров: 2600
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|