Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина
Автор(ы): Исаченкова Александра Никитична, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод проектов в школьной практике не нужно рассматривать как универсальный метод. Наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной рабочей среде. Работая в составе группы по созданию проекта, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные умения, развивает у себя исследовательские умения, развивает системное мышление. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Образовательные цели проекта: - Постижение смысла стихотворения «Зимнее утро» путем разрешения проблемных вопросов,взятых учащимися для подготовки проектов.
- Расширение представления о средствах создания художественного образа в лирическом произведении.
- Анализ отдельных особенностей содержания и формы стихотворения «Зимнее утро».
Воспитательная цель проекта: развитие художественного восприятия поэтического слова, поэтических образов, воспитание чувства прекрасного, воспитание любви к родной природе. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: - Рефлексивные умения.
- Поисковые (исследовательские) умения.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве.
- Коммуникативные умения.
- Презентационные умения.
Развивающие цели: - Уметь самостоятельно искать информацию.
- Систематизировать учебный материал.
- Развивать навыки формулирования выводов.
- Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
- Развивать память, внимание учащихся.
Оборудование: - Стихотворение «Зимнее утро» в учебнике.
- Иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные самими учащимися.
- План анализа лирического произведения.
- Черновики.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Магниты.
План изучения темы "Лирика А.С. Пушкина" и этапы проекта. № урока
| Тема урока
| Этапы проекта
| Деятельностьучителя
| Деятельностьучащихся
| 1.
| Пушкин-лицеист. Лирика А.С. Пушкина
| Выбор темыпроекта.
| Учительпредлагает принять участие в учебном проекте по теме: "Анализстихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Мотивирует учащихся.
| Учащиесязнакомятся и обсуждают тему. Формирование рабочих групп.
| 2.
| СтихотворениеА.С. Пушкина "Деревня"
| Выделениеподтем и тем проекта.
| Учительпредварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.
| Учащиесявыбирают тему для исследования.
| 3.
| СтихотворениеА.С. Пушкина "Редеет облаков летучая гряда"
| Разработкапроекта. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
| Учительконсультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
| Учащиесяосуществляют поисковую деятельность, обсуждают формы представления результатаисследовательской деятельности: презентация, иллюстрации к стихотворению,карточка- помощник.
| 4.
| Размерыстихотворения. Рифмы.
| Оформлениерезультатов.
| Учительконсультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
| Учащиесяоформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
| 5.
| Анализстихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". (Урок-проект).
| Презентация.
| Учительорганизует экспертизу (в качестве экспертов учащиеся параллельного класса, врамках недели русского языка и литературы).
| Учащиесядокладывают о результатах своей работы.
| Темы проектов учащихся: - Пейзаж как средство создания образов, передачи психологического состояния героя в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- Лингвистический анализ стихотворения.
- Звуковая организация стихотворения.
- Ритмическая организация стихотворения.
- Музыка на стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Требования, предъявляемые к самостоятельным исследованиям учащихся: - Тема работы.
- Цель работы.
- План исследования.
- Вывод.
На уроке №1, раскрыв тему «Пушкин-лицеист», учитель переходит к лирике поэта и предлагает учащимся принять участие в учебном проекте «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в определении цели проекта, мотивирует на создание проекта по этой теме. После уроков вместе с учащимися обсуждают тему проекта, определяют его цели, формулируют главные вопросы. По желанию и ненавязчивой рекомендации учителя шестиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой. Некоторые учащиеся предпочитают работать над проектом индивидуально. Учитель планирует педагогические ситуации участия каждого в определении темы проекта и для работы в группе, стимулирует активность и самостоятельность учащихся. На уроке №2 для уточнения деятельности проектных групп отводится небольшая часть времени. После урока учитель и участ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2304
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|