Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина


Автор(ы): Исаченкова Александра Никитична, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод проектов в школьной практике не нужно рассматривать как универсальный метод. Наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы.
Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной рабочей среде. Работая в составе группы по созданию проекта, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные умения, развивает у себя исследовательские умения, развивает системное мышление.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Образовательные цели проекта:
  1. Постижение смысла стихотворения «Зимнее утро» путем разрешения проблемных вопросов,взятых учащимися для подготовки проектов.
  2. Расширение представления о средствах создания художественного образа в лирическом произведении.
  3. Анализ отдельных особенностей содержания и формы стихотворения «Зимнее утро».
Воспитательная цель проекта: развитие художественного восприятия поэтического слова, поэтических образов, воспитание чувства прекрасного, воспитание любви к родной природе.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Навыки оценочной самостоятельности.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  5. Коммуникативные умения.
  6. Презентационные умения.
Развивающие цели:
  1. Уметь самостоятельно искать информацию.
  2. Систематизировать учебный материал.
  3. Развивать навыки формулирования выводов.
  4. Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
  5. Развивать память, внимание учащихся.
Оборудование:
  1. Стихотворение «Зимнее утро» в учебнике.
  2. Иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные самими учащимися.
  3. План анализа лирического произведения.
  4. Черновики.
  5. Компьютер.
  6. Проектор.
  7. Экран.
  8. Магниты.
План изучения темы "Лирика А.С. Пушкина" и этапы проекта.
№ урока
Тема урока
Этапы проекта
Деятельностьучителя
Деятельностьучащихся
1.
Пушкин-лицеист. Лирика А.С. Пушкина
Выбор темыпроекта.
Учительпредлагает принять участие в учебном проекте по теме: "Анализстихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Мотивирует учащихся.
Учащиесязнакомятся и обсуждают тему. Формирование рабочих групп.
2.
СтихотворениеА.С. Пушкина "Деревня"
Выделениеподтем и тем проекта.
Учительпредварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.
Учащиесявыбирают тему для исследования.
3.
СтихотворениеА.С. Пушкина "Редеет облаков летучая гряда"
Разработкапроекта. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Учительконсультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Учащиесяосуществляют поисковую деятельность, обсуждают формы представления результатаисследовательской деятельности: презентация, иллюстрации к стихотворению,карточка- помощник.
4.
Размерыстихотворения. Рифмы.
Оформлениерезультатов.
Учительконсультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Учащиесяоформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
5.
Анализстихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". (Урок-проект).
Презентация.
Учительорганизует экспертизу (в качестве экспертов учащиеся параллельного класса, врамках недели русского языка и литературы).
Учащиесядокладывают о результатах своей работы.
Темы проектов учащихся:
  1. Пейзаж как средство создания образов, передачи психологического состояния героя в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».
  2. Лингвистический анализ стихотворения.
  3. Звуковая организация стихотворения.
  4. Ритмическая организация стихотворения.
  5. Музыка на стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Требования, предъявляемые к самостоятельным исследованиям учащихся:
  1. Тема работы.
  2. Цель работы.
  3. План исследования.
  4. Вывод.
На уроке №1, раскрыв тему «Пушкин-лицеист», учитель переходит к лирике поэта и предлагает учащимся принять участие в учебном проекте «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в определении цели проекта, мотивирует на создание проекта по этой теме. После уроков вместе с учащимися обсуждают тему проекта, определяют его цели, формулируют главные вопросы. По желанию и ненавязчивой рекомендации учителя шестиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой. Некоторые учащиеся предпочитают работать над проектом индивидуально. Учитель планирует педагогические ситуации участия каждого в определении темы проекта и для работы в группе, стимулирует активность и самостоятельность учащихся.
На уроке №2 для уточнения деятельности проектных групп отводится небольшая часть времени. После урока учитель и участ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2304

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340