Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система профилактических мер и здоровье населения России в рамках программы Школа укрепления здоровья - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Система профилактических мер и здоровье населения России в рамках программы Школа укрепления здоровья


Автор(ы): Януш Ирина Михайловна, учитель музыки, классный руководитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ВВЕДЕНИЕ
Это пособие направлено на формирование здорового образа жизни подростков. Создание соревнования продиктовано необходимостью целенаправленного профилактического воздействия на ряд вредных привычек, возникающих в этом возрасте.
В настоящее время не существует целостной системы мероприятий, которые противостояли бы отрицательному влиянию социальной среды, способствующей появлению подобных привычек. Навыки здорового образа жизни формируются стихийно, и, в лучшем случае, усваиваются в ходе семейного воспитания.
В понятие здорового образа жизни включается отсутствие вредных привычек, обладание прочными навыками поддержания и сохранения здоровья, умение противостоять отрицательному влиянию социальной среды, общая гигиеническая грамотность, сознательное предпочтение здорового образа жизни.
Данное пособие ориентировано на средний школьный возраст и построено с учетом возрастно – психологических особенностей.
Среди профилактических задач стоящих перед соревнованием “Класс, свободный от курения”, можно выделить, две основных:
  • проведение специфической профилактики, направленной на борьбу с вредными привычками;
  • неспецифическую профилактику, ориентированную на отработку навыков общения, умения слушать, отстаивать собственное мнение, формирование адекватной самооценки подростка и др.
Данное пособие состоит из трех частей. Первая часть посвящена непосредственно соревнованию, его правилам. Вторая состоит из методических рекомендаций по проведению диагностики и занятий, посвященных профилактике курения. Третья часть содержит блок мероприятий (сценарии конкурсов в рамках соревнования), к которым можно обращаться в ходе соревнования.
В этом учебном году школьный класс вашего ребенка решил участвовать в соревновании классов свободных от курения.
Цель соревнования – предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения молодых людей.
Отказ от курения приносит много выгод для здоровья. На решение молодого человека курить или не курить влияет множество различных факторов, а особенно его друзья. Молодые люди знают о вреде курения, но когда предлагают курить друзья, вред или польза оцениваются уже иначе.
Мы надеемся, что вы родители, будете поддерживать решение вашего ребенка об участии в соревновании и его обещании не курить в период соревнования. Ваша поддержка и общий негативный подход к курению помогут школьнику сдержать свое слово.
Подписав персональное обязательство вашего ребенка, вы обязуетесь всячески поддерживать его. Поддержите его дома в этом прекрасном начинании.
Спасибо за вашу поддержку!
С уважением, организаторы соревнования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ “КЛАСС, СВОБОДНЫЙ ОТ КУРЕНИЯ”
Целью соревнования является уменьшение числа курящих молодых людей, развитие умения принимать свои собственные решения и сопротивляться давлению групп.
Условия соревнования:
  • В соревновании принимают участие учащиеся 8-9 классов.
  • Класс совместно принимает решение быть некурящим в течении 6 месяцев. Не позволяется курить ни в свободное время, ни в выходные.
  • Если класс хочет принять участие в соревновании, заполняется заявка. (Приложение 1)
  • Каждый учащийся, подписывая обязательство, обещает не курить.
  • Обязательство также подписывается родителем.
  • Каждый класс находит себе куратора, который поддерживает учащихся в соревновании.
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ СОРЕВНОВАНИЯ
Эта часть пособия содержит блок внеклассных мероприятий, которые можно использовать в ходе соревнования.
Примерное распределение мероприятий:
  1. Конкурс газет “Курить не модно, модно не курить”
  2. Конкурс писем (классам дается задание ответить на письма подростков попавших в никотиновую зависимость)
  3. Конкурс газет “Здоровый образ жизни”
  4. Антирекламный ролик “Курить не модно, модно не курить”
  5. Конкурс агитбригад “здоровый образ жизни”.
  6. Оформление отчетов в виде альбомов о проделанной работе класса
  7. Церемония награждения победителей соревнования “Класс, свободный от курения”
АНТИРЕКЛАМНЫЙ РОЛИК “КУРИТЬ НЕ МОДНО, МОДНО НЕ КУРИТЬ”
Главные герои ролика заяц и волк. Эти персонажи уводят нас в мир детства, в мир сказок, в мир, где добро всегда побеждает зло. В этом ролике зло –курение и оно было побеждено.
Фразы из ролика, ставшие крылатыми в нашей школе:
- Что страшно? А 8 Б не страшно, потому, что они не курят, пьют только кефир и едят шашлыки.
- Раньше я курила, и у меня чернели зубы и выпадали волосы. Сейчас я занимаюсь спортом, и мне ничего не страшно. Вы еще курите? Тогда мы идем к вам!
Мальчик курит в туалете, проследите за ним дети.
Сигарету заберите и еще ему скажите:
“С сигаретой не дури, а иди-ка ты в жюри! За 8 Б голосуй никогда ты не дрейфуй! Занимайся больше спортом, кушай фрукты, лучше с тортом. И спустя полсотни лет, ты похвалишь наш совет!”
ВЕСЕЛЫЕ ЧАСТУШКИ К КОНКУРСУ АНТИРЕКЛАМНОГО РОЛИКА
Пусть завидует весь город
В нашей школе ТАСИС есть,
Ну а что это такое
Нужно нам еще прочесть.
А мой миленький курил,
И я его ругала.
Бросить он это решил,
Лучше миру стало.
И мой Гошенька курил,
И я его ругала.
Бросить он это решил,
Чище в мире стало.
А мой миленький курил,
Сигарету проглотил.
Долго я смеялася,
Родня вся ухмылялася.
Мы частушки вам пропели
Просим нам похлопать.
Ведь старались мы для вас
Весь 9 –ый дружный класс.
ПЕСЕНКА О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ
Колумб Америку открыл!
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира у костра раскуренной вождем
Привычка вредная пошла в масштабе мировом.
Минздрав предупреждает:
Куренье – это яд!
Минздрав предупреждает, Минздрав предупреждает,
А Колумб, а Колумб, ни в чем не виноват.
Колумб, который Христофор,
Не ведал, что творил.
Не мало утекло с тех пор,
Дым сизый наших сил.
Нам слаще аромата роз, табачный перегар.
Мы вводим в дом инфаркт, склероз, рак легких и катар.
Минздрав предупреждает:
Куренье – это яд!
Минздрав предупреждает, Минздрав предупреждает,
А Колумб, а Колумб, ни в чем не виноват
Я лично бросил, не курю,
Я бодр, полон сил.
Родной Минздрав благодарю,
Что он предупредил.
О, Ресси, извини за грустный каламбур:
Куренью с нынешнего дня объявим перекур!
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Занятие № 1. ВВОДНОЕ
“Имя эпитет”
Каждый участник по кругу называет свое имя и эпитет к нему (свое хорошее качество). Хорошее качество должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя.
Правила группы
Обсуждение в классе, подача материала и различные мероприятия проходят боле организованно, когда участники принимают, помнят и соблюдают правила. Правила устанавливаются любые.
Ролевое моделирование “молодежные проблемы”
Из группы выбирается два добровольца, которые при помощи группы называют проблемы современной молодежи. Названые проблемы будут олицетворять уч–ся выбранные этими добровольцами. Все исполнители ролей встают лицом в круг. Добровольцы наделяют каждую из проблем одной фразой. Затем актеры произносят эти фразы.
Занятие № 2. МИФЫ О КУРЕНИИ
“коробочка”
Ведущий кладет цветную коробочку в центр, рядом записку “нельзя”. Коробочка стоит с начала занятия, о в нее нельзя заглядывать. Соображения о том, что может находиться в коробочке передаются с помощью мимики, жестов, движений, без слов. Далее обсуждение.
“любопытство, воля, разум”
Уч-ся делятся на три группы. 1 группа – любопытство, 2 – воля, 3 – разум. Задача воли – выслушать все аргументы, которые приводят любопытство и разум, и в конце принять решение пробовать начать курить или нет. Любопытство склоняет на сторону закурить, разум на противоположную. Обсуждение.
Мини-лекция “мифы о курении”
Курение помогает расслабиться; проще войти в группу; курение приносит свободу; не приносит большого вреда, курение – независимость: брошу когда захочу и т.д.
Занятие № 3. 8 СПОСОБОВ СКАЗАТЬ НЕТ
“На какой цвет похоже мое настроение”
Называется цвет настроения
“Броуновское движение”
Все участники закрывают глаза и начинают хаотично двигаться. Через некоторое время ведущий по очереди дает сигналы: “соберитесь в группы по 2, 3 и т.д. человека”
ЗАДАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Класс делится на группы по три человека.
  • Группам раздаются анкеты ролевой игры, в которых написаны слова курящего подростка.
  • Группе дается задание написать отсутствующие слова диалога в разных ситуациях. Роли можно добавить или уменьшить в зависимости от состава группы таким образом, чтобы у каждого была своя роль.
  • После разделения на группы каждая группа представляет по очереди свою версию всех ситуаций. Внимание! Предложение покурить надо изображать без реквизитов.
  • Каждому выступлению в ролевой игре аплодируют, и оно обсуждается после представления всеми группами своих версий по каждой ситуации. Темы для обсуждения:
  • Как действовал человек в роли предлагающего покурить (взывал к дружбе, подтрунивал, демонстрировал свою независимость и т.п.)
  • Как бы ты охарактеризовал способ отказа от предложения покурить?
  • Каким образом можно усилить эффективность отказа в данной ситуации?
АНКЕТЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1. Часто достаточно вежливого отказа. Предложивший покурить понимает, что вы не курите.
  • закурим?
2. Иногда простой вежливый отказ недостаточен, предложение покурить повторяется множество раз. Тогда хорошим способом является простое повторение отказа.
  • хочешь покурить?
  • возьми же попробуй!
3. Неплохо, если вы можете объяснить причину вашего отказа.
  • Хочешь покурить?
  • Возьми же, хоть попробуй?
4. Иногда подходит смена темы.
  • Может, закурим?
5. Часто для достижения эффекта достаточно задать ответный вопрос.
  • Возьми сигарету!
  • Что ты за младенец!

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.11 | Просмотров: 1720

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340