Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Система работы по созданию здоровьесберегающей среды
Автор(ы): Быданова Марина Васильевна, педагог-психолог; Головина Ксения Петровна, педагог-психолог; Мазаник Наталья Александровна, педагог - психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Комплексная целевая программа “Здоровье”. Пояснительная записка. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, т.е. осуществление комплексного подхода к проблеме имеет прямое отношение к перспективному обучению. Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе. Вопросы обеспечения социальной адаптации ребенка, адекватного образования, развития его физических, психологических и нравственных качеств остаются одними из главных проблем современного общества. Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, педагогический коллектив школы в своей повседневной работе придерживается следующих принципов: - от каждого по возможностям;
- создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
- формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся и педагогов для продуктивности и продолжительности их жизнедеятельности и будущего потомства;
- формирование адаптивных механизмов личности субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Педагогический коллектив школы определил на перспективу главную задачу комплексной целевой программы "Здоровье": ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ В ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Комплексная целевая программа "Здоровье" призвана создавать условия для самореализации школьника, его раскрытия, используя методы диагностики и наблюдения, возможностей и способностей каждого ребенка, где главным принципом является гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности. Содержание программы диктуется задачами индивидуально-правового, интеллектуального и физического развития, т.е. задачам формирования всего, что объединяется понятием "мир человека". Комплексная целевая программа “Здоровье” находится в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. В ходе работы совершенствуются сами педагоги, их деятельность, ищутся новые формы, побуждается инициатива, будятся сомнения, но никто не остается равнодушным, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость. Охватывая все элементы обеспечения социальной адаптации ребенка и развития его физических, психологических и нравственных качеств, комплексная целевая программа "Здоровье" реализует одновременно несколько взаимосвязанных функций: - Нацеливает педагогический коллектив школы на правильный выбор педагогической технологии, как в процессе обучения, так и воспитания по отношению к ребенку, имеющему психологические или физиологические проблемы.
- Побуждает руководителей школы, классных руководителей (воспитателей), учителей-предметников к многоаспектному, многомерному, разностороннему, объемному видению решения этой проблемы.
- Нацеливает различных специалистов (учителей-предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, медицинской службы, Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, общественных организаций) на совместные действия.
2. Основные направления деятельности: Анализ физического и психоэмоционального состояния учащихся классов повышенного уровня и общеобразовательных классов – комплексная диагностика, направленная на оценку уровня здоровья учащихся, их индивидуальных морфо-функциональных, психофизиологических и психологических особенностей, эффективности адаптации к процессу обучения; формирование “групп риска” развития дезадаптивных состояний. Валеологическое сопровождение образовательного процесса – организация и проведение мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма неспецифической резистентности учащихся, повышение физической и умственной работоспособности, оптимизацию психоэмоционального состояния, гигиеническая оценка условий и режима обучения в образовательном учреждении. Коррекционно-развивающее – коррекционная работа с учащимися, имеющими факторы риска нарушения здоровья и школьной дезадаптации. Воспитательно-образовательное – разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование индивидуальной ценности здоровья, теоретических основ и практических навыков здорового образа жизни у учащихся. Консультативное – оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса и родителям учащихся по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления. Организационно-методическое – методическая помощь администрации и педагогам образовательного учреждения по внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Планируемый результат: Повышенная сопротивляемость организма детей и подростков к различным заболеваниям, высокий и средний уровни работоспособности школьников, продуктивности их обучения. Цель комплексной целевой программы “Здоровье”: Обеспечение комплекса условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании укрепляющей среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечение равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющей средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни. Здоровье рассматривать как состояние физического, психологического и социального благополучия. 3. Заключение. Комплексная целевая программа “Здоровье” направлена на обеспечение комплекса условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании укрепляющей среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечение равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющей средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни. Комплексная целевая программа “Здоровье” – это перспективная программа. Планируем реализовать её в течение трёх лет, с 2006 по 2009 учебные годы. На первом этапе педагоги изучили лите...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.11 | Просмотров: 1728
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|