Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Методическая разработка по теме Производительность труда
Автор(ы): Брюханова Елена Александровна, преподаватель экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Обучающая: Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда. Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения. Метод обучения: деловая игра. Оснащение урока: - Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, ножницы, цветные маркеры, бумага, калькуляторы, раздаточный дидактический материал.
- Плакаты с таблицами результатов урока, магниты.
- Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика. Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость. Ход урока - Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока. Практическая часть: Сборка готового изделия. Работа выполняется в 3 тура. Обсуждение полученных результатов. Домашнее задание. Подведение итогов урока. План-конспект урока 1. Вступление. Теоретическая основа предмета экономики для многих учащихся профессиональных лицеев остается новой и непонятной, так как данный предмет не является основным. Задача преподавателя – заинтересовать учащихся в изучении базовых понятий экономики через связь с их профессиональной деятельностью. Общие понятия добываются путем проигрывания жизненной или производственной ситуации. В последнее время всё больше проявляется интерес к деятельностному подходу в обучении. Изучение нового материала осуществляется в условиях проблемной ситуации, что позволяет переосмысливать уже имеющиеся знания и добывать новые. Тема урока “Производительность труда” может быть адаптирована для учащихся любой профессии. Для практического занятия можно использовать различные предметы: авторучки, конструкторы, трансформеры, поделки из бумаги. 2. Практическая часть. Учащимся сначала дается понятие производительности труда. Запись рассуждений выполняется на интерактивной доске. Любая наука имеет право на существование, если она разрешает какое-либо противоречие. В экономической науке основным противоречием является ограниченность ресурсов и безграничный рост человеческих потребностей. Именно проблема ограниченности ресурсов побуждает людей стремиться к наиболее рациональному их использованию. В этом случае речь пойдет о производительности ресурсов. Учащимся предлагается самостоятельно выстроить логическую цепочку понятий: производство – производительность – эффективность – отдача – сравнение результата труда с затратами. На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников. Учитывая всё выше сказанное, можно сформулировать определение производительности труда: Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда. Условия работы. Для трудовой деятельности создается 3-4 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура. Первый тур. Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять: - Количество готовой продукции у каждой команды.
- Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.
Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека. Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки. V=Q / N, где Q – количество произведённой продукции. N – численность работников. Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу. Название фирмы | Количество работников | Количество продукции | Выработка | Призовое место | 1 команда | | | | | 2 команда | | | | | 3 команда | | | | | 4 команда | | | | | Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид: Tr = t / Q, где t – время работы; Q – количество готовой продукции. Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу. Название фирмы | Количество продукции | Время работы | Трудоёмкость | Призовое место | 1 команда | | | | | 2 команда | | | | | 3 команда | | | | | 4 команда | | | | |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2011.07.11 | Просмотров: 3348
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|