Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка по теме Производительность труда - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Методическая разработка по теме Производительность труда


Автор(ы): Брюханова Елена Александровна, преподаватель экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Обучающая: Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.
Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Метод обучения: деловая игра.
Оснащение урока:
  1. Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, ножницы, цветные маркеры, бумага, калькуляторы, раздаточный дидактический материал.
  2. Плакаты с таблицами результатов урока, магниты.
  3. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.
Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Практическая часть: Сборка готового изделия. Работа выполняется в 3 тура.
  3. Обсуждение полученных результатов.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов урока.

План-конспект урока

1. Вступление.

Теоретическая основа предмета экономики для многих учащихся профессиональных лицеев остается новой и непонятной, так как данный предмет не является основным. Задача преподавателя – заинтересовать учащихся в изучении базовых понятий экономики через связь с их профессиональной деятельностью. Общие понятия добываются путем проигрывания жизненной или производственной ситуации.
В последнее время всё больше проявляется интерес к деятельностному подходу в обучении. Изучение нового материала осуществляется в условиях проблемной ситуации, что позволяет переосмысливать уже имеющиеся знания и добывать новые. Тема урока “Производительность труда” может быть адаптирована для учащихся любой профессии. Для практического занятия можно использовать различные предметы: авторучки, конструкторы, трансформеры, поделки из бумаги.

2. Практическая часть.

Учащимся сначала дается понятие производительности труда. Запись рассуждений выполняется на интерактивной доске.
Любая наука имеет право на существование, если она разрешает какое-либо противоречие. В экономической науке основным противоречием является ограниченность ресурсов и безграничный рост человеческих потребностей.
Именно проблема ограниченности ресурсов побуждает людей стремиться к наиболее рациональному их использованию. В этом случае речь пойдет о производительности ресурсов. Учащимся предлагается самостоятельно выстроить логическую цепочку понятий: производство – производительность – эффективность – отдача – сравнение результата труда с затратами.
На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников. Учитывая всё выше сказанное, можно сформулировать определение производительности труда:
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.
Условия работы.
Для трудовой деятельности создается 3-4 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.
Первый тур.
Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять:
  1. Количество готовой продукции у каждой команды.
  2. Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.
Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека. Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.
V=Q / N,
где Q – количество произведённой продукции.
N – численность работников.
Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.
Название фирмы Количество работников Количество продукции Выработка Призовое место
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:
Tr = t / Q,
где t – время работы;
Q – количество готовой продукции.
Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.


Название фирмы Количество продукции Время работы Трудоёмкость Призовое место
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.11 | Просмотров: 3348

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340