Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Неделя психологии как средство развития духовности участников образовательного процесса
Автор(ы): Аврамова Наталия Анатольевна, педагог-психолог; Павлова Надежда Владимировна, психолого
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проблемы духовности стали сегодня одними из самых существенных в обществе, и понимание необходимости духовно-нравственного развития становится обычным для общественного сознания. В современном обществе нарастают тенденции бездуховности, проявляющиеся как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, во взаимоотношениях в детской и во взрослой среде. Кризис духовности создает осложненную ситуацию воспитательной деятельности школы, способствует потере нравственных ценностей современной молодежи. Поэтому так остро встала проблема формирования духовности учеников, а так же учителей, которые способны помочь современным школьникам осознать и руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Духовность личности учителя, родителя есть необходимое условие формирования духовности подрастающего поколения. В связи с этим мы начали искать пути разрешения этой проблемы. Одним из них, на наш взгляд, может являться проведение Недели психологии. За основу мы взяли идею М.Р. Битяновой и ее коллег [2]. При планировании Недели психологии мы поставили перед собой цель: - содействовать духовному развитию участников образовательного процесса.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи: - повышение психологической компетентности учащихся, педагогов и родителей;
- формирование представления о важности психологической науки, как одной из составляющих человекознания;
- содействие развитию личности учащихся;
- помощь при построении межличностных отношений со старшими и со сверстниками.
Неделя психологии должна проводится в школе ежегодно и являться неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. При планировании Недели психологии мы опирались на следующие принципы: - Целостность – Неделя должна быть целостной и законченной, иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;
- Последовательность – каждый день должен плавно перетекать в следующий;
- Доступность – все мероприятия недели должны иметь определенную возрастную адресованность;
- Комплексность – события недели должны охватывать всю школу, всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей);
- Активность и сознательность – мероприятия Недели должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.
Неделя психологии основывалась на идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких основных духовных, нравственных качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, уважение, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям. Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, были определены центральные мероприятия каждого дня Недели и сквозные, связывающие между собой все дни (такие как стенд “По следам Недели психологии”, “психологические заборы”, цитаты и афоризмы, развешиваемые на стенах школы). Неделя психологии в соответствии с учебной неделей продолжалась 6 дней. Все мероприятия Недели не отвлекали детей от учебного процесса, а, напротив, способствовали формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся. Программа проведения “Недели психологии” День | Мероприятие | Задачи | Понедельник | Семинар с педагогами на тему “Юмор в работе педагога – помощник в построении взаимоотношений с окружающими” | - способствовать развитию взаимопонимания педагогов и учащихся;
- повысить уровень психологической компетентности педагогов
| Игра “Лицо педагога нашей школы | - способствовать раскрытию внутреннего мира педагогов, осознанию особенностей внутреннего мира коллектива, сплочению
| “Психологический забор” на тему “Поделись хорошим настроением”. | - психологическая разгрузка
| Вторник | Общешкольная акция “Скажи мне кто…” | - возбуждение естественного интереса к самому себе и окружающим, настрой участников на “психологическую волну”
| Тренинговые занятия с учащимися начальной школы | - развитие взаимопонимания, поиск общего, проявление своих чувств по отношению к окружающим
| анкетирование в старших классах по вопросу отношения школьников к курению | - подготовка информации к игре “Сто к одному”
| 4. “Психологический забор” на тему “Сделай комплимент другу” | - психологическая разгрузка
| Среда | Общешкольная акция “Тайный друг” | - повышение общего позитивного эмоционального тонуса, развитие толерантности, доброты и взаимоподдержки
| Игра “Сто к одному” | - профилактика курения, формирование здорового образа жизни
| “Психологический забор” на тему “Поделись с друзьями своими секретами здорового образа жизни” | - психологическая разгрузка
| Четверг | Общешкольная игра “Следопыт” | - способствовать укреплению межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков учащихся, улучшение настроения и эмоционального состояния, усиление интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит
| “Психологический забор” на тему “Мысли вслух” | - психологическая разгрузка
| Пятница | Галерея стенгазет “Лицо нашего класса” и коллажа “Лицо педагога школы” | - способствовать раскрытию внутреннего мира учащихся, осознанию особенностей внутреннего мира коллектива школы, сплочению, развитию творческого воображения
| Создание стенда с сочинениями учащихся всех классов на тему “Как здорово быть счастливым!” | - способствовать самораскрытию учащихся, предоставить возможность учащимся задуматься о духовных ценностях, помочь педагогам лучше понять детей
| Торжественное закрытие Недели психологии, презентация “По следам Недели психологии” | - подведение итогов, награждение самых активных участников
| Анкетирование учащихся и учителей | - получение обратной связи о прошедших мероприятиях и пожеланий на будущее
| “Психологический забор” на тему “Поделись своим мнением о Неделе” | - психологическая разгрузка
| Суббота | Закрытие Недели психологии для родителей. | - познакомить с мероприятиями Недели, подвести итоги ее работы
| Тренинговое занятие с родителями “Я тебя люблю” | Научить родителей различным способам проявления любви, понимания и уважения к своим детям | Основная идея Недели была озвучена в форме девиза: “Узнай новое о себе и для себя”. С первого дня Недели в фойе был вывешен стенд “По дороге Недели психологии”, где ежедневно представлялся анонс предстоящих мероприятий и отражались результаты прошедших. Также большой популярностью пользовался “психологический забор”, каждый день он был посвящен новой теме. Ежедневно в коридорах школы появлялись плакаты с новыми цитатами, афоризмами, смешными картинками и высказываниями известных людей, что помогало привлечь внимание и содействовать повышению психологической культуры, поднятию настроения и расширения кругозора. Девизом первого дня мы выбрали слова великого писателя Оскара Уайльда “Смех – неплохое начало для дружбы…”. Был вывешен психологический “Забор” на тему “Поделись хорошим настроением”. Основным мероприятием дня стал семинар с педагогами на тему “Юмор в работе педагога – помощник в построении взаимоотношений с окружающими”. Ведь именно от чувства юмора педагогов зависит то, как сложится климат в ученическом и педагогическом коллективе, как педагога будут...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.12 | Просмотров: 1948
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|