Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ипользование игры в учебно-воспитательном процессе как средства развития творческой личности студента - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Ипользование игры в учебно-воспитательном процессе как средства развития творческой личности студента


Автор(ы): Абакумова Людмила Викторовна, преподаватель спецдисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Теоретическая база опыта. Актуальность и перспективность
В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи учащимся преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
Я, как преподаватель, глубоко убеждена, что в форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни глубоких умений. Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».
Вопрос развития творческой личности является «вечной проблемой и основные идеи и направления в её решении высказывались ещё Аристотелем, Дестервергом, нашли неожиданное методическое решение у американских педагогов-психологов 40х-50х годов (И.Войтинга – методы фокальных объектов; В.Гордона – метод «синтетики»; А.Осборна – метод мозгового штурма и др.), поддерживались Выготским и, наконец, достаточно глубоко и разносторонне освещались в методических рекомендациях наших авторов: В.А.Худяковым, А.В.Шанкиным, Э.С.Чугуновым, В.Д.Бухаревым, В.Е.Алексеевым.
Возникает вопрос: почему работая в режиме инновации, я стараюсь первостепенное значение уделять этой проблеме, какие же новые нетрадиционные подходы я пытаюсь внедрить в практику деятельности коллектива по развитию творческой личности студента?
Во-первых, вижу свою задачу не только в подготовке квалифицированных, но и конкурентно-способных специалистов, способных в конкурентной борьбе достигать высших результатов, специалистов, являющихся, прежде всего творческой личностью, способных быстро ориентироваться в производственной обстановке и принимать решения в сложных нестандартных технологических ситуациях; специалистов, способных в сегодняшнем нестабильном мире организовать свое дело.
Во-вторых, изменяется цель образования, это не только вооружение студентов определенной суммой знаний и умений, но и обучение их навыками самостоятельного труда и ориентация на развитие личности.
Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».
Итогом деятельности должно являться развитие творческой личности студента.
Однако следует отметить, что традиционная педагогика не позволяет раскрыть творческие способности личности и в педагогической практике преобладает репродуктивное преподавание.
Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту и, по словам Осмолова, «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов». Со временем у студента вырабатывается не только стереотип деятельности, но и характер мышления.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных.
Иными словами, в действительности оказалось, что школа не только не развивает, но и в 98 случаях их 100 губит наши творческие способности.
По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего среза знаний студентов 1 курса 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду.
Таким образом, к нам в технику приходят студенты, которые разучились задавать вопрос преподавателю: почему?
Очередной круг противоречий по формированию творческой личности будущих конкурентоспособных рабочих потребовал в первую очередь пересмотра содержания образования и внедрения эффективных форм и методов учебной деятельности.
Поэтому, чтобы решить возникшие проблемы, стараюсь на своих уроках создать атмосферу творчества и радости, как для студента, так и для преподавателя. В этом мне помогает широкое применение игровых методик на занятиях и во внеурочное время.
Условия возникновения опыта
  • Игра- это не самопроизвольный процесс. Она может возникнуть и успешно осуществляться только при определённых условиях. Поскольку всякая игра в той или иной мере предполагает поисковую деятельность студентов, то, следовательно, учебный материал должен быть проблемным, т.е. должен содержать учебные задачи изначально или же в результате дополнительной переработки.
  • Для проведения любой игры требуется очень большая подготовительная работа, в которой очень важной является помощь со стороны студентов.
  • Одним из главных условий является готовность учащихся к искреннему общению, диалогу.
  • Очень большую роль в успешном проведении игры играет оснащение кабинета и его эстетическое оформление в соответствии с темой игры.
Сущность опыта, его продуктивность
Предлагаемый в настоящей работе опыт направлен на обеспечение развития творческой личности студентов при помощи деловых и познавательных игр.
Продуктом творческой деятельности учащихся на уроках является:
  • Разработка оригинальных моделей;
  • Конструкторское решение моделей сложных форм;
  • Решение конструкторских задач;
  • Поиск наиболее эффективных способов обработки;
  • Разработка конструкторско-технической документации;
  • Трансформация моделей на одной базовой основе;
  • Разработка изделий из нерациональных отходов и межлекальных выпадов;
  • Изготовление изделий декоративно-прикладного характера.
Все эти задачи можно решить, применяя на уроках деловые и познавательные игры, так как игра:
  1. Это-моделирование учебной, производственной, экономической и социальной деятельности человека;
  2. Представляет возможность многократно имитировать практически любую ситуацию с целью эффективного выбора форм и методов решения стоящих проблем. Игра позволяет находить эффективные управленческие решения с целью активизации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении, максимального использования творческих возможностей обучающихся;
  3. Это важнейшее средство усиления познавательной деятельности студентов;
  4. Все элементы связаны единой педагогической деятельностью и представляют функциональную систему, в центре которой поисковая, аналитическая и созидательная работа всех участников игры;
  5. Это наиболее эффективное средство поиска объективно правильного управленческого решения в экстремальных ситуациях, когда другие методы решения проблемы неприемлемы;
  6. Она стимулирует творческий поиск обучающихся в обосновании проблемы, в аргументации путей, предлагаемых для её разрешения, в реализации найденных решений на практике. Игра позволяет создать учебно-игровое взаимодействие участников. Его ценность – в коллективном характере, индивидуальном поиске решения проблемы и ответственности каждого участника игры за получаемые результаты;
  7. Она формирует игровую атмосферу, которая требует от «потенциально пассивных» её участников проявления вынужденной активности, и способствует её поддержанию на протяжении всего игрового времени;
  8. Обеспечивает получение альтернативных результатов. Их анализ дает возможность выявить условия системного подхода к решению проблемы, позволяет приобрести определенный практический опыт поиска и обоснования принимаемых альтернативных решений.
Вследствие этого участники игры включаются в интенсивную умственную деятельность, мобилизирующую их творческий потенциал и познавательную активность.
Система работы
В своей педагогической практике я использую тренинговые, интеллектуальные и организационно-деятельностные игры.
Инструментами таких игр являются кубики, лото, вертолины, домино и т.д. (см. приложение)
Использование этих игр способствует эффективности урока, помогает мне быстро проверить усвоение учащимися учебного материала, оценить большее количество учащихся, чем это возможно при устном опросе.
Наиболее популярными сейчас являются интеллектуальные игры. Разработка интеллектуальных игр – это продукт деятельности творческой лаборатории «педагог – студент». Использование интеллектуальных игр способствует развитию у учащихся творчества, самостоятельного мышления и действия, умения логически мыслить, решать проблемы, получать и использовать информацию, приобретать навыки, способствующие получению новых знаний. Наиболее распространенными интеллектуальными играми являются игры со словами. Это словограммы, криптограммы, кроссворды, занимательные головоломки. Игры со словами расширяют техническую грамотность, эрудицию, учат работать с литературными источниками, дают возможность освоить необходимые понятия, потренировать память, глубже проникнуть в суть технических явлений, развивать техническое мышление, освоить мыслительные операции и логические приемы при усвоении учебного материала. По-разному можно организовать преподавание дисциплины. Можно загрузить студентов изучением сложнейших формул, схем, алгоритмов. Тогда занятия по конструированию станут уделом 2-3 студентов из всей группы. Для остальных же занятие превращается в скучное времяпровождение. Безусловно, с теми студентами, которые имеют повышенный интерес к специальности, приходится заниматься еще и отдельно, вне занятий. Перед ними я ставлю задачи повышенной сложности, направляю их деятельность, готовлю их к участию в научно-практических конференциях.
А как же быть с другими студентами? Не надо забывать, что на занятии можно развивать умственные способности всех учащихся, воспитывать в них интерес к творчеству. Более всего мне в этом помогает использование на уроках интеллектуальных игр по типу популярных телепередач, таких как «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».
Например, урок – интеллектуальная игра «Умники и умницы» (см. приложение) ставил своей целью обобщить и систематизировать знания по «Моделированию и художественному оформлению одежды».
Правила игры хорошо знакомы студентам, поэтому они с удовольствием включаются в игру. Участники игры называются агонистами, остальные студенты группы – теоретиками. Для отбора участников студентам были предложены творческие домашние задания. На уроке жюри оценивает выполнение задания и присуждает 1,2 и 3 места, что дает участникам право выбирать цветовую дорожку.
Каждый агонист должен правильно ответить на предложенные вопросы. Выигрывает тот, кто первым пересечет финишную черту. Если агонист не может правильно ответить на вопрос, право ответа предоставляется теоретикам. За правильный ответ и агонисты и теоретики награждаются «Орденом «Шелкового умника». Агонист не должен ошибаться, если он идет по красной дорожке (в случае ошибки переходит в разряд теоретиков), желтая дорожка дает право на одну ошибку, зеленая – на две.
Определены критерии оценки знаний: 3 «ордена» –оценка «5», 2 «ордена» – оценка «4», 1 «орден» – оценка «3».
На занятии у студентов есть возможность п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.13 | Просмотров: 1761

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340