Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развивающее занятие Что такое интеллект из цикла Мой интеллектуальный потенциал для учащихся 8-х классов - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развивающее занятие Что такое интеллект из цикла Мой интеллектуальный потенциал для учащихся 8-х классов


Автор(ы): Щирица Анна Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Занятия по психологическому развитию познавательных способностей учащихся 8-х классов основываются на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности. Основной целью такого курса является целенаправленное развитие, прежде всего мышления – его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости) представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме.
Формы проведения:
Занятия состоят из теоретической и практической частей; включают в себя упражнения мозговой гимнастики, использование диагностических методик, практических упражнений и т. д.
Тема: Что такое интеллект?
Цели:
- дать общее представление об интеллекте;
- определение доминирования полушария головного мозга;
- развитие познавательных способностей.
Содержание занятия
1. Приветствие (“Покажи жесты”. По принципу “снежного кома” каждый участник называет своё имя и показывает свой жест. Второй участник вначале называет имя первого участника, показывает его жест, затем называет своё имя и демонстрирует свой жест и т. д.
2. Упражнение-разминка (настрой на работу) “Сиамские близнецы”.
Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука (со стороны партнёра) обхватывает “близнеца” через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых на пол стульев (задания могут быть различны).
Теоретическая часть
1. Притча
Три приятеля-шутника решили пошутить над мудрецом. Ночью они заколотили его дверь дома, а утром, спрятавшись, они начали поджидать, как мудрец будет выбираться из своего дома.
Прождали они целый день, и ночью караулили пока их сон сморил. На другой день приятели подумали, что, наверное, прокараулили мудреца пока спали. Поэтому вытащили гвозди, которыми заколотили дверь и вошли в дом. А мудрец без малейшего удивления приглашает их как добрых знакомых, пить чай.
- Так у тебя отсутствует обида на нас? – спросил один из приятелей.
- А за что обижаться? Я как-то мало об этом думаю, - удивлённо ответил мудрец.
- Выходит, ты понял, что это наша шутка? – спросил другой.
- А что, разве, ваше появление у меня в гостях – это шутка? Я как-то мало об этом думаю, - пожал плечами мудрей.
- Так о чём же ты подумал, когда обнаружил, что дверь заколочена, - спросил третий приятель.
- Я думал, что вытаскивать гвозди, лучше с той стороны, откуда их забили, - ответил мудрец.
Среди этих друзей один был глупый с большим ростом, другой – хитрый торговец лошадьми, а третий – бедный добросовестный и трудолюбивый малый. Каждый из них, прощаясь, задавал вопрос мудрецу и уходил с определённым результатом.
Первый спросил мудреца:
- Ты так умён и много знаешь, а ростом меньше меня. Тебе вряд ли что удастся придумать, чтобы хоть на вершок увеличить свой рост.
- Я мало нуждаюсь в лишнем, - ответил мудрец, - но если из тебя сделать настоящего человека, то он, может быть, окажется меньше даже меня.
Подошёл прощаться хитрый торговец и спрашивает мудреца:
- Почему лошадь, которая бегает в 10 раз быстрее других, я в 10 раз дороже и продаю её, но покупатели даже смотреть её не желают?
- Дорогой, но ведь, если она будет убегать от хозяина, то будет в 10 раз быстрее удаляться от него – ответил торговцу мудрец.
Задумался хитрый торговец, ушёл – и сбавил цену на своего скакуна.
Подошёл третий приятель, который спросил у мудреца::
- Почему, честно зарабатывая себе на жизнь, я рублю в лесу дрова, но бедность меня постоянно преследует?
- Иди подальше в лес, - ответ мудреца.
Отправился этот человек в лес и зашёл дальше обычного и наткнулся на россыпи серебряной руды. На второй день он пошёл ещё дальше и в глубине леса отыскал пещеру с драгоценными камнями.
Ведущий вместе с учащимися обсуждает смысл притчи и рассказывает о теме и целях занятия.
2. Ведущий:
Вот уже почти столетие психологи бьются над тем, чтобы дать единое и цельное определение интеллекта, однако именно в этой области психологии проводятся особенно интенсивные исследования.
Некоторые виды животных от природы оказываются “умнее других” (например, собак, обезьян можно тренировать для выполнения сложных заданий, выполнить которые не могут другие животные – например, овцы). В то же время даже самым умным шимпанзе по развитию интеллекта очень далеко до человека.
У разных людей интеллектуальные способности также развиты неодинаково. Мы признаём, что некоторые люди превосходят других в развитии мышления, навыков речи и языка, музыкальной или художественной одарённости и т. д.
В самом строгом смысле интеллект можно определить как познавательную способность, с помощью которой мы осознаем происходящее вокруг и получаем информацию, а затем рационально обрабатываем эту информацию, чтобы соответствующим образом реагировать на то, что происходит вокруг нас.
Вместилищем нашего интеллекта является головной мозг, который состоит из 10 миллиардов нейронов. Состоит из 3 взаимосвязанных отделов:
- мозговой ствол: он контролирует равновесие и органы чувств, регулирует обмен веществ;
- лимбическая система: она призвана удовлетворять основные наши потребности и инстинкты;
- большой мозг: он регистрирует ощущения, а также руководит ВНД.
Рассмотрим схему “Мозг человека” - поверхность и вид в разрезе.
Практическая часть.
1. Какое полушарие мозга у вас преобладает?
Информация:
Правое полушарие связано с созданием пространственных объектов, невербальным творческим мышлением и обработкой визуальных образов, однако областей со строго определёнными функциями на нем нет.
Левое полушарие связано с функциями языка и речи, оно управляет способностью писать и понимать слова и играет важнейшую роль в осуществлении математических расчётов и логических умозаключений.
(Далее учащиеся определяют преобладание полушария мозга через тест)
ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ
1. одеваясь утром, я:
а. Надеваю чистую одежду, которую заблаговременно выкладываю с вечера.
б. Выбираю одежду, которая соответствует моему настроению утром, или просто надеваю первые попавшиеся чистые вещи.
2. Выбираясь куда-нибудь с друзьями, я:
а. Люблю отправиться в уже знакомое место, где обычно хорошо провожу время.
б. Предпочитаю искать новые места, в которых мне ещё не доводилось бывать.
3. Мой рабочий стол:
а. Опрятно убран, и все бумаги и письменные принадлежности находятся в безукоризненном порядке.
б. Покрыт бумагами, так, что я всегда могу сразу же выбрать нужную, если она мне понадобится.
4. Я предпочитаю, чтобы в пятницу…
а. Мои выходные были уже спланированы, чтобы я знал(а) заранее, что мне предстоит сделать.
б. Мне не приходилось думать о том, как пройдут выходные: я предпочитаю проводить их свободно и спонтанно.
5. Мои любимые занятия можно описать следующим образом:
а. Они требуют сосредоточенности, предполагая изучение и анализ.
б. Они требуют творческого отношения и воображения.
Ответы
1. Если больше ответов “А”, то вы – левополушарник и, решая проблему, предпочитаете полагаться на факты и сведения, прежде чем принимать решение. Вашими главными недостатками являются: неприятие новых идей и, возможно, подавление своих творческих импульсов, поскольку вы оцениваете свои идеи прежде, чем они успевают до конца сформироваться.
2. Если больше ответов “Б”, то вы – правополушарник и решаете проблемы творчески и гибко, находя для них массу решений сразу. Ваш главный недостаток в том, что мелочи и подробности вас утомляют, и вы бросаетесь на решение новых задач, не успев до конца расправиться со старыми.
3. Если ответов “А” и”Б” примерно поровну, это означает, что оба полушария мозга одинаково активны и действуют в состоянии равновесия. Подобная гибкость мышления позволяет с успехом сочетать аналитические и творческие методы решения проблем. Однако вы рискуете быть не вполне последовательно мыслящим, и недостаточно творческим челов...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.14 | Просмотров: 1352

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340