Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок: Погода — капризная дама - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок: Погода — капризная дама


Автор(ы): Трапезникова Людмила Михайловна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение
Человекообразующее обучение
  • Образ человека и его образование
  • Обучение естественному восприятию
  • Развитие чувственного познания
  • Ученическая мысль на уроке
У учителя и учеников образ человека может быть разным, но главное, чтобы он был целостным и осознаваемым ими. Только тогда можно определять цели образования.
У Р. Штейнера, основателя антропософии, человек - отображение и условие единства мира и образ человека соединяет в себе мир восприятий и мир понятий, объективное и субъективное. Педагогика Р. Штейнера, получившая название Вальдорфской, считает своей задачей помочь ребёнку, учитывая особенности его развития, прийти в сверхчувственный мир, где соединяются восприятия и понятия. Духовное образование в этом случае доминирует над интеллектуально – практическим.
В своих размышлениях над целостным образом человека, образом выпускника школы А.В. Хуторской [6] неизбежно выходит на его триединую сущность: телесную, душевную и разумную. Тело через свои органы чувств обеспечивает восприятие человеком окружающего мира, позволяет ему взаимодействовать с другими предметами и телами. Душа, хранительница чувств и впечатлений, осуществляет эмоциональную трансляцию различных явлений и вещей к человеку и обратно. Разум человека отвечает за интеллектуальное восприятие и мыслительное познание мира, сопровождаемое конструированием и развитием понятий. Таким образом, человек получит образование, если реализует себя во всех трех компонентах – теле, душе, разуме. Но как развивать эти три компонента на учебных занятиях, как помочь развитию всех составляющих человека, как наилучшим образом сочетать при обучении развитие логического и интуитивного мышления? Пока в школах если и уделяют внимание воспитанию мышления учеников, то, как правило, только рациональной его компоненты – логического мышления. Воображение, ассоциация, интуиция, догадка – вот другая компонента мышления, которую следует развивать.
В последнее время всё шире входят в практику преподавания разные виды учебной деятельности учащихся. Приобретать знания можно по-разному: познавая реальную природу и рассуждая о ней или усваивая уже готовые знания из учебника. Первый путь наиболее необходим для личностного развития ребят, хотя наиболее трудоемок и наименее распространен. На уроке предлагаются различные интеллектуальные задачи, решаемые “рассуждениями вслух”, таким образом, происходит конструирование собственных знаний, когда учитель помогает им “открывать свой велосипед”. Необходимо знакомить ребят с логикой рождения знаний, т.е. растить людей, способных познавать мир самостоятельно, по мнению И.К. Сапожникова “Нужно ставить вопросы так, что бы подо лбами учащихся “поселился ежик”, чтоб он кололся и не давал заснуть, вселял любопытство”.
На развитие интуиции в данном уроке направлено задание: “Открытая мысль…”
Ребенок не будет мыслить, если не создать побудительную мотивацию с помощью обаяния эпиграфа или цитаты, или народной мудрости, своего рода наблюдения народного ума, ключевого выражения к уроку, стихов поэтов, записок краеведов.
“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества”, - писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.
Удачно подобранные пословицы и поговорки дают учащимся свежий психологический заряд, новую эмоциональную окраску в настроении и знаниях. Ценность народной мудрости, заключенная в приметах и поговорках о погоде, прослеживается в уроке в качестве опережающего домашнего задания [7].
Изучению психологических основ организации совместной учебной деятельности школьников (когда работа ведется в группах, а не индивидуально) посвящено исследование В.В. Рубцова [8]. Автор исходит из концепции выдающегося психолога В.В. Выготского: психические функции, в том числе и мышление, не развиваются сами по себе, а выступают как результат совместной деятельности людей, их общественной практики.
Работая группами, школьники учатся распределять между собой действия (желательно взаимопротивоположные) и планировать их, обмениваться результатами, оценивать сделанное с позиции достижения общей цели. При этом от выполнения действий “за себя” каждый переходит к действиям и “за другого”. В процессе выполнения совместной учебной деятельности подростки осваивают новый материал, а кроме того, учатся общаться, воспринимать “чужую” информацию, “включать” её в свои знания, высказывать собственное мнение, принимать позицию другого; всё это очень важно для развития личности каждого.
Детям младшего школьного возраста свойственна поразительная способность переживать наблюдаемое в природе, чувственно познавать её, но потом она постепенно “атрофируется”, так как при обучении не востребывается, даже в курсе географии – природоведческой дисциплине. Применяя не только естественно- научные, но и чувственно – образные способы познания природы, можно развить эту естественную способность, причём “очеловечивание” познаваемых объектов – лишь один из таких способов. Другой способ – эмпатия, т.е. своего рода “вживание” в предметы и явления с целью их понимания. Применять не только естественно – научные, но и чувственно- образные способы познания природы с помощью приёма “очеловечивания” познаваемых объектов. Вот и в этом уроке мы постарались “очеловечить” погоду, представляя её в образе капризной дамы.
Цель урока:

Сформировать представление о погоде, основных её элементах, её изменении, способах прогнозирования. Знакомство с синоптической картой.
Задачи:
Образовательные:
  • Взаимосвязь явлений и элементов погоды и причины её изменчивости в течении суток.
  • Главная причина изменчивости погоды – смена воздушных масс, типы погод.
  • Значение прогноза погоды для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Развивающие:
  • Развитие умений составлять опорный конспект.
  • Развитие умений и навыков общения, мышления, обобщения.
  • Развитие наблюдательности при ведении календаря погоды, умение делать аргументированные выводы.
Воспитательные:
  • Воспитание интереса к окружающему миру, природным явлениям,
  • Восприятие красоты окружающего мира и её влияние на состояние души человека и состояние его здоровья,
  • Воспитание социально-активной личности через общение в группах, парах.
Практическая работа:
описание погоды в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань;
сравнение погоды любых двух дней по записям в календаре погоды.
Тип урока: комбинированный.
Методы: эвристический, словесно – иллюстративный.
Подходы: Исторический, системный.
Межпредметные связи: с биологией, историей.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля за знаниями, умениями и навыками: в зависимости от этапов урока.
Средства обучения: иллюстрации, физическая карта России и полушарий, синоптические карты, музыкальная композиция Чайковского “Времена года”.
Этапы урока
  1. Мотивационный
  2. Операционно-познавательный
  3. Рефлексивно-оценочный. Работа по карточкам, разгадывание кроссворда, мозговой штурм, открытая мысль.
  4. Заключение: главней всего погода в доме, тело – дом души. Душевной всем погоды!
  5. Домашнее задание. №41, ответить на вопросы.
Творческое домашнее задание:
“Необычные явления погоды”, “Самочувствие человека и состояние погоды”, “Можно ли вызвать искусственный дождь?”

Эпиграф
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать….
  1. Организационно – мотивационный:
  2. Сегодня мы с вами в гостях у Природы – Матушки на кухне погоды. Нам предстоит узнать: что такое погода, из каких главных компонентов состоит она, от чего зависит “капризный” характер погоды? Говорят: “погода на семерых”, что это означает и по какой причине так часто меняет свой характер погода? Познакомимся со способом изображения состояния погоды на синоптической карте, научимся её читать.
    У нас три группы, команда победитель получает оценку “отлично”, отвечают все.
    Экспертная комиссия “СОЗ” - справедливые, объективные, знающие - будут оценивать правильные ответы – за каждый правильный ответ 1 балл.
    Актуализация знаний о силе и скорости ветра, осадках, температуре воздуха.
    Ну, а сейчас нам необходимо вспомнить от чего зависит температура воздуха.
    Почему возникает ветер, зависит ли влажность воздуха от температуры воздуха?
    Как называется тот слой атмосферы, в котором и происходят изменения погоды? (тропосфера).
  3. Операционно- познавательный:
  4. 3 элемента погоды
    Температура воздухаАтмосферное давлениеВлажность воздуха
    Погода - определение в схеме, учащиеся методом “проговаривания вслух”, приходят к выводу, что погода - это изменение температуры воздуха, атмосферного давления, влажности воздуха. Все три элемента, вместе взятые, изменяются в нижнем слое атмосферы – тропосфере. И только теперь знакомимся с определением, которое дает учебник.
    Познавательная задача: Почему погода бывает разная?
    Секреты изменения погоды.
    Для того, чтобы учащиеся поняли, что погода очень изменчива, одному из учащихся предлагается охарактеризовать погоду, пользуясь дневником наблюдения , за 10 сентября, второму – за 12 сентября, третьему –за 14 сентября. В описании указать температуру воздуха, атмосферное давление, облачность, осадки, силу ветра (схема).
    Секрет раскроет учебник. В каждом слове заключен смысл, подержите слово на ладони, и вы узнаете секрет изменения погоды.
    Высказывания учащихся.
    Общий итог подводит учитель:
    В воздушном океане никогда не утихает борьба между армиями двух неприятелей – холодными и теплыми воздушными массами. Чем это можно объяснить? Солнечные лучи неравномерно нагревают нашу планету. Области, расположенные близко к экватору, получают тепло в избытке. У полюсов его не хватает. Естественно, что в районах Арктики и Антарктики формируются ВМ низкой температуры. На полюсах скапливаются массы холодного воздуха, а на экваторе – теплого. Воздушная масса, долго находящаяся над поверхностью океана, обладает повышенной влажностью, над сушей более сухой воздух.
    В результате неравномерного нагревания земной поверхности, возникают разнообразные по своим свойствам воздушные массы. Теплый воздух легче холодного, поэтому он устремляется вверх, а на его место приходит более холодный и плотный воздух высоких широт. Постепенно он тоже нагревается. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, в этом и заключается главная причина смены погоды.
    Все элементы и явления погоды связаны между собой, и изменение одного из них приводит к изменению других и всей погоды в целом.
    Типы погоды
    Каждая группа получает задание назвать типы погоды по одному из элементов погоды:
    Температура воздухаАтмосферное давлениеВлажность воздуха
    морознаяметельдождливая
    солнечнаяштормоваяпасмурная
    теплая вёдро
    Звучит композиция Чайковского “Времена года”, учащиеся определяют типы погоды.
    Предсказание погоды
    Строки из “Капитанской дочки” А.С. Пушкина – пример точной и яркой метеорологической зарисовки:
    “Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вд...


    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.14 | Просмотров: 2180

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340