Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока Внимание. Свойства внимания - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Разработка урока Внимание. Свойства внимания


Автор(ы): Яковлева Наталья Валерьевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: изучить свойства внимания.
Задачи:
  • дать определение понятия внимание;
  • описать свойства внимания;
  • с помощью упражнений и вопросов закрепить полученные на занятии знания.
Время проведения занятия: 40 минут.
Ход занятия
1. Определение понятия внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.
Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность деятельности на каком либо объекте восприятия.
Внимание, так же как и восприятие, может быть произвольным и непроизвольным.
Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем времени, тогда, как произвольное внимание может быть обращено, как в прошлое, так и в будущее. Например, мы пытаемся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собеседником, которого мы невнимательно слушали. Другой пример обращения внимания в прошлое - попытка извлечь определенную информацию из долговременной памяти. Если человек ждет появления определенного сигнала события, на которое он должен отреагировать, то это пример внимания, направленного в будущее. Такое внимание демонстрирует человек, встречая кого-либо на перроне вокзала.
2. Свойства внимания.
Внимание характеризуется определенными свойствами.
1. Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание.
2. Концентрация внимания - интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Концентрация обеспечивает углубленное изучение предмета. При концентрации внимания происходит сужение объема внимания, но то, что попадает при этом в поле зрения человека, представляется ему подробно, отчетливо, ярко.
3. Переключение - перенос внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Непреднамеренное переключение внимания - защитный механизм от переутомления.
Обратной стороной высокой степени концентрации внимания и плохой его переключаемости является рассеянность.
4. Устойчивость - общая направленность внимания в процессе деятельности. Максимальная устойчивость внимания взрослого человека без переключений составляет не более 2-3 минут. В тех случаях, когда колебания внимания имеют место, но человек тем не менее, постоянно возвращается к одному и тому же обьекту, устойчивость может измеряться часами. Например, оператор, наблюдающий за приборами как раз должен обладать хорошей устойчивостью внимания.
5. Распределение - возможность концентрировать внимание не на одном, а на нескольких различных предметах или явлениях. Это свойство позволяет школьникам выполнять самостоятельную работу и одновременно слушать ответ у доски своего одноклассника, а учителю - объяснять новую тему, писать на доске и следить за классом.
6. Избирательность - способность выделить из ряда объектов заданный. Человек обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам. Избирательность внимания позволяет концентрироваться на нужных предметах или явлениях для более подробного изучения.
3. Упражнения для закрепления.
После выполнения каждого упражнения целесообразно спросить у обучающихся: какие свойства внимания помогли вам справиться с этим заданием? в каких ситуациях от вас требуется проявление этих свойств?
Можно сделать небольшое пояснение: различные свойства внимания в значительной степени не зависимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.
Упражнение 1.
(Распределение внимания)
Предложить написать по 10 несложных примеров, поменяться примерами с соседом, и одновременно решать их и рассказывать вслух хорошо знакомое стихотворение. Такое упражнение целесообразно проводить в небольшой группе. Для целого класса можно читать сложный текст. Решая примеры, пусть дети постараются запомнить как можно больше информации из текста.
Упражнение 2.
(Избирательность внимания)
На большом листе нарисованы различные разноцветные геометрические фигуры (квадраты, т...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.15 | Просмотров: 1580

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340