Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщающее занятие по развитию естественно-научных представлений для детей подготовительной группы. Тема: Определение сторон света - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Обобщающее занятие по развитию естественно-научных представлений для детей подготовительной группы. Тема: Определение сторон света


Автор(ы): Зимина Татьяна Геннадьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЗАДАЧИ:
  • Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света:
  • – по кроне дерева;
    – по мху и лишайнику;
    – по муравейнику;
    – по годовым кольцам;
    – по Полярной звезде;
    – с помощью Солнца.
В ходе эксперимента познакомить детей со способом определения сторон света с помощью магнитной стрелки.
Продолжать знакомить детей со звёздным небом.
Сформировать представление о Земле как о большом магните.
Закрепить правила поведения в лесу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
  • Занятия: “Магнитные свойства предметов” – с элементами экспериментирования; “Магнит и его свойства” – с элементами экспериментирования.
  • Совместная деятельность: беседа “Как не заблудиться в лесу”, на прогулке – тренировка в определении сторон света с помощью компаса, экскурсия в парк для определения сторон света с помощью природных объектов и компаса.
  • Самостоятельная деятельность детей: опытно-экспериментальная деятельность с магнитами, с компасом; игры с магнитом.
  • Работа с родителями: можно предложить родителям:
    – записать рассказы детей о том, как они определяли стороны света на экскурсии в парке,
    – совместно с детьми: зарисовать способы определения сторон света,
    – во время прогулок определить стороны света различными способами,
    – изготовить игры с магнитами,
    – можно пригласить родителей на обобщающее занятие.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
  • “книга сказок”;
  • волшебный клубочек;
  • плоскостное изображение солнца;
  • глобус;
  • модель компаса; компасы (по числу детей или на каждый стол);
  • магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей);
  • на фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник – для определения сторон света, звёзды для созвездий Большой и Малой Медведицы, тучи;
  • костюмы лешего и звёздочки;
  • бумага для рисования, карандаши, мелки;
  • для самостоятельной деятельности: магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитами
ДЕЙСИВУЮЩИЕ ЛИЦА — дети:
  • деревья /4–5 человек/;
  • Леший;
  • звёздочка;
  • Солнце.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: – Ребятки, садитесь на коврик. Сегодня мы заглянем в книгу сказок. Давно мы её не открывали. Интересно, что делают сейчас наши любимые сказочные герои?
Дети листают книгу, но там только чистые страницы.
Воспитатель: – Посмотрите, что с нашей книгой приключилось? Наверное, в сказочной стране стряслась беда и нужна наша помощь.
На последней странице дети вместе с воспитателем находят текст:
С нами стряслась беда.
Спешите на помощь сюда.
Волшебный компас у нас исчез,
В страхе живёт весь сказочный лес.
Гуси-лебеди вместо юга на север летят
И не знают, как им вернуться назад.
Перепутались сказки,
Без компаса их не спасти.
Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!!
Воспитатель: – Жалко наших друзей – сказочных героев. Давайте попробуем им помочь. Но для этого нам надо отправиться в сказочный лес. Не боитесь заблудиться?
Дети (предполагаемый ответ): – Нет, не боимся.
Воспитатель: – Хорошо! Мы отправляемся в дорогу и поможем найти… А кто помнит, что пропало у сказочных героев?
Дети (предполагаемый ответ): – У сказочных героев пропал компас.
Воспитатель: – А для чего нужен компас?
Дети (предполагаемый ответ): – Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой.
Воспитатель: – Правильно, но нам надо торопиться, чтобы в сказке беды не случилось. Возьмём с собой волшебный клубочек и в путь. Чтобы попасть в сказочную страну, надо крепко закрыть глаза, три раза хлопнуть в ладоши и произнести волшебные слова:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка с начала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал,
От неё не задремал.
Дети открывают глаза и видят деревья, перед ними на пеньке сидит печальный Леший. Воспитатель и дети здороваются с ним.
Воспитатель: – Скажи, пожалуйста, куда мы попали и кто ты такой?
Леший: – Вы стоите на опушке сказочного леса, а я – Леший. Только беда у меня. Заблудился, не могу дорогу в свою сказку найти.
Воспитатель: – Мы с ребятами о вашем горе узнали и на помощь поспешили. Пойдём с нами волшебный компас искать.
Леший: – Пойдём, может быть, и я вам в сказочной стране пригожусь.
Дети пытаются пройти между деревьями (деревья могут быть из фанеры, картона, но можно роль деревьев дать детям, используя при этом минимум атрибутов, например веточки), а те не расступаются, не пускают их в сказочный лес.
Леший: – Вы стоите на опушке хоть и сказочного, но ЛЕСА. Чтобы туда попасть, надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Нельзя:
  • громко разговаривать, кричать;
  • включать музыку;
  • разорять гнёзда;
  • ломать ветки, сбивать грибы;
  • рвать цветы и т.д.
Деревья расступаются, звучит музыка леса.
Воспитатель: – А теперь попросим волшебный клубочек нам помочь:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Клубочек катится на полянку, где растут два дерева.
Воспитатель: – Давайте здесь поищем. (Дети ищут.) Нигде нет компаса. Но не забывайте, что в волшебном лесу он мог превратиться и в дерево и в камень. Давайте внимательнее посмотрим. Может быть, на этой полянке что-нибудь поможет нам определить стороны света?
Дети (предполагаемый ответ): – Деревья тоже могут показывать стороны света: где ветки длинные – там юг, а на северной стороне чаще растёт мох и лишайник. Под деревом спрятался муравейник, по нему тоже можно определить направление – на южной стороне он более пологий.
Леший: – Вот здорово! Теперь компас найден и в сказках всё пойдёт по старому.
Воспитатель: – Не торопись. Этот компас не всегда тебе поможет.
Леший: – А это ещё почему? Кто мне может объяснить?
Дети (предполагаемый ответ): По веткам можно определить стороны света только у одиноко стоящего дерева. А лишайник растёт только там, где чистый воздух.
Воспитатель: – А давайте попробуем другой компас поискать, а клубочек нам поможет:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Звучит космическая музыка. Клубочек приводит детей к фланелеграфу с изображением звёздного неба. Звёзды закрыты тучами.
Воспитатель: – Клубочек привёл нас к звёздному небу. Наверно, мы должны поискать компас среди звёзд. Но небо закрыто тучами, что делать?
Появляется девочка-звёздочка: “Я могу вам помочь. Если вы станцуете со мной танец звёзд, то пронесётся ветер и прогонит тучи”.
Дети повторяют движения танца за звёздочкой. Пока они танцуют, тучи пропадают.
Воспитатель: – Дети, а вы узнали, что за созвездия появились на небе?
Дети (предполагаемый ответ): – Это созвездия Большой и Малой Медведицы.
Воспитатель: – А как вы это определили?
Дети (предполагаемый ответ): – Эти созвездия похожи на две перевёрнутые кастрюли или на два ковша. В созвездии Большой Медведицы можно найти две звезды: Мицар и Алькор. О них есть очень красивая легенда, а с помощью Алькора в старину проверяли остроту зрения. В хвосте Малой Медведицы есть очень яркая звезда – Полярная. С её помощью мореходы и путешественники находили дорогу.
Воспитатель: – Вот мы и нашли звёздный компас. Действительно, по Полярной звезде можно о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.16 | Просмотров: 2044

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340