Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Обобщающее занятие по развитию естественно-научных представлений для детей подготовительной группы. Тема: Определение сторон света
Автор(ы): Зимина Татьяна Геннадьевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЗАДАЧИ: - Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света:
– по кроне дерева; – по мху и лишайнику; – по муравейнику; – по годовым кольцам; – по Полярной звезде; – с помощью Солнца. В ходе эксперимента познакомить детей со способом определения сторон света с помощью магнитной стрелки. Продолжать знакомить детей со звёздным небом. Сформировать представление о Земле как о большом магните. Закрепить правила поведения в лесу. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Занятия: “Магнитные свойства предметов” – с элементами экспериментирования; “Магнит и его свойства” – с элементами экспериментирования.
- Совместная деятельность: беседа “Как не заблудиться в лесу”, на прогулке – тренировка в определении сторон света с помощью компаса, экскурсия в парк для определения сторон света с помощью природных объектов и компаса.
- Самостоятельная деятельность детей: опытно-экспериментальная деятельность с магнитами, с компасом; игры с магнитом.
- Работа с родителями: можно предложить родителям:
– записать рассказы детей о том, как они определяли стороны света на экскурсии в парке, – совместно с детьми: зарисовать способы определения сторон света, – во время прогулок определить стороны света различными способами, – изготовить игры с магнитами, – можно пригласить родителей на обобщающее занятие. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: - “книга сказок”;
- волшебный клубочек;
- плоскостное изображение солнца;
- глобус;
- модель компаса; компасы (по числу детей или на каждый стол);
- магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей);
- на фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник – для определения сторон света, звёзды для созвездий Большой и Малой Медведицы, тучи;
- костюмы лешего и звёздочки;
- бумага для рисования, карандаши, мелки;
- для самостоятельной деятельности: магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитами
ДЕЙСИВУЮЩИЕ ЛИЦА — дети: - деревья /4–5 человек/;
- Леший;
- звёздочка;
- Солнце.
ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель: – Ребятки, садитесь на коврик. Сегодня мы заглянем в книгу сказок. Давно мы её не открывали. Интересно, что делают сейчас наши любимые сказочные герои? Дети листают книгу, но там только чистые страницы. Воспитатель: – Посмотрите, что с нашей книгой приключилось? Наверное, в сказочной стране стряслась беда и нужна наша помощь. На последней странице дети вместе с воспитателем находят текст: С нами стряслась беда. Спешите на помощь сюда. Волшебный компас у нас исчез, В страхе живёт весь сказочный лес. Гуси-лебеди вместо юга на север летят И не знают, как им вернуться назад. Перепутались сказки, Без компаса их не спасти. Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!! Воспитатель: – Жалко наших друзей – сказочных героев. Давайте попробуем им помочь. Но для этого нам надо отправиться в сказочный лес. Не боитесь заблудиться? Дети (предполагаемый ответ): – Нет, не боимся. Воспитатель: – Хорошо! Мы отправляемся в дорогу и поможем найти… А кто помнит, что пропало у сказочных героев? Дети (предполагаемый ответ): – У сказочных героев пропал компас. Воспитатель: – А для чего нужен компас? Дети (предполагаемый ответ): – Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой. Воспитатель: – Правильно, но нам надо торопиться, чтобы в сказке беды не случилось. Возьмём с собой волшебный клубочек и в путь. Чтобы попасть в сказочную страну, надо крепко закрыть глаза, три раза хлопнуть в ладоши и произнести волшебные слова: Сказка, сказка, прибаутка, Рассказать её не шутка, Чтобы сказочка с начала, Словно реченька журчала, Чтоб к концу ни стар, ни мал, От неё не задремал. Дети открывают глаза и видят деревья, перед ними на пеньке сидит печальный Леший. Воспитатель и дети здороваются с ним. Воспитатель: – Скажи, пожалуйста, куда мы попали и кто ты такой? Леший: – Вы стоите на опушке сказочного леса, а я – Леший. Только беда у меня. Заблудился, не могу дорогу в свою сказку найти. Воспитатель: – Мы с ребятами о вашем горе узнали и на помощь поспешили. Пойдём с нами волшебный компас искать. Леший: – Пойдём, может быть, и я вам в сказочной стране пригожусь. Дети пытаются пройти между деревьями (деревья могут быть из фанеры, картона, но можно роль деревьев дать детям, используя при этом минимум атрибутов, например веточки), а те не расступаются, не пускают их в сказочный лес. Леший: – Вы стоите на опушке хоть и сказочного, но ЛЕСА. Чтобы туда попасть, надо вспомнить правила поведения в лесу. Дети вспоминают правила поведения в лесу. Нельзя: - громко разговаривать, кричать;
- включать музыку;
- разорять гнёзда;
- ломать ветки, сбивать грибы;
- рвать цветы и т.д.
Деревья расступаются, звучит музыка леса. Воспитатель: – А теперь попросим волшебный клубочек нам помочь: Нам клубочек подскажи, Путь дорогу укажи. Где волшебный компас искать? Клубочек катится на полянку, где растут два дерева. Воспитатель: – Давайте здесь поищем. (Дети ищут.) Нигде нет компаса. Но не забывайте, что в волшебном лесу он мог превратиться и в дерево и в камень. Давайте внимательнее посмотрим. Может быть, на этой полянке что-нибудь поможет нам определить стороны света? Дети (предполагаемый ответ): – Деревья тоже могут показывать стороны света: где ветки длинные – там юг, а на северной стороне чаще растёт мох и лишайник. Под деревом спрятался муравейник, по нему тоже можно определить направление – на южной стороне он более пологий. Леший: – Вот здорово! Теперь компас найден и в сказках всё пойдёт по старому. Воспитатель: – Не торопись. Этот компас не всегда тебе поможет. Леший: – А это ещё почему? Кто мне может объяснить? Дети (предполагаемый ответ): По веткам можно определить стороны света только у одиноко стоящего дерева. А лишайник растёт только там, где чистый воздух. Воспитатель: – А давайте попробуем другой компас поискать, а клубочек нам поможет: Нам клубочек подскажи, Путь дорогу укажи. Где волшебный компас искать? Звучит космическая музыка. Клубочек приводит детей к фланелеграфу с изображением звёздного неба. Звёзды закрыты тучами. Воспитатель: – Клубочек привёл нас к звёздному небу. Наверно, мы должны поискать компас среди звёзд. Но небо закрыто тучами, что делать? Появляется девочка-звёздочка: “Я могу вам помочь. Если вы станцуете со мной танец звёзд, то пронесётся ветер и прогонит тучи”. Дети повторяют движения танца за звёздочкой. Пока они танцуют, тучи пропадают. Воспитатель: – Дети, а вы узнали, что за созвездия появились на небе? Дети (предполагаемый ответ): – Это созвездия Большой и Малой Медведицы. Воспитатель: – А как вы это определили? Дети (предполагаемый ответ): – Эти созвездия похожи на две перевёрнутые кастрюли или на два ковша. В созвездии Большой Медведицы можно найти две звезды: Мицар и Алькор. О них есть очень красивая легенда, а с помощью Алькора в старину проверяли остроту зрения. В хвосте Малой Медведицы есть очень яркая звезда – Полярная. С её помощью мореходы и путешественники находили дорогу. Воспитатель: – Вот мы и нашли звёздный компас. Действительно, по Полярной звезде можно о...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.16 | Просмотров: 2044
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|